«Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть».
К. Брюллов
В 1799 г. в этот день родился известный русский художник Карл Брюллов, написавший множество жанровых и исторических полотен. Он автор известной работы «Последний день Помпеи», а копию его «Всадницы», написанной в 1832 г., можно встретить во многих домах в России.
Предки художника были французско-немецкого происхождения, а его настоящая фамилия звучала «Брюлло». Он прожил всего 52 года, но за это время успел написать около 200 портретов и принять участие в росписи купола Исаакиевского собора.
Брюллов стал обладателем различных почетных наград, почетным членом Парижской академии искусств, Академии Святого Луки в Риме, Миланской и Пармской академий, профессором Петербургской и Флорентийской академий художеств. Он был одним из первых, кто прославил русскую живопись в Европе и поразил знатоков своими историческими и портретными работами.
Почему художник уехал за границу и занимался там продвижением русской живописи? За что его и по сей день считают гениальным мастером? Зачем по его просьбе Николай I устроил настоящий взрыв на поле? В чем секрет ошеломительного успеха Брюллова в России и за рубежом? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко дню рождения Карла Павловича Брюллова.
Краткая биография
Карл Павлович Брюллов родился в Санкт-Петербурге в семье академика, состоявшего на службе в Петербургской Академии художеств в качестве мастера резьбы по дереву. У будущего художника было две сестры и два брата, старший из которых — Александр — впоследствии стал известным архитектором. С его портретными работами можно познакомиться в видео «Портретная галерея Александра Брюллова».
Павел был очень требовательным отцом, поэтому с ранних лет начал приучать сына к труду и помогал овладевать основами художественного мастерства. Несмотря на сложный характер взаимоотношений с отцом, Карл вспоминал, что отец оказал немалое влияние на развитие его творческих способностей. «Другие дети, — говорил он, — ходили из Академии домой повесничать, а мы дома работали более, чем в Академии. Отец мой был воплощенная деятельность, я никогда не видел его праздным; он вечно сидел в своем кабинете и стругал из дерева всякий вздор, а когда уставал работать, уходил в сад возиться с цветами и деревьями. Отец не приучал нас к нежностям и во всю жизнь поцеловал меня только один раз, когда я садился в дилижанс, чтобы ехать за границу».
В 1809 г. Брюллов поступил в Академию художеств, где не только обнаружил свой художественный талант, но и стал наставником для товарищей — зачастую он поправлял им экзаменационные рисунки. Академию Карл закончил с золотой медалью и получив право на продолжение художественного образования в Италии. Немного подробнее об учебном заведении, которое закончил художник, можно узнать из видео «Императорская Академия художеств».
Разные стили и самые известные работы
Раннее творчество Брюллова, которое приходится как раз на этап его жизни в Италии, в основном написаны на мифологическую или библейскую тематику, они ссылаются на античные образцы и не выходят за границы классической художественной системы. Кстати, приложение «Направления живописи в XIX веке» поможет вспомнить о главных жанрах в изобразительном искусстве той эпохи и проверить свои знания.
Карл всегда стремился познавать новое, поэтому осваивал разные изобразительные техники, которые его интересовали: масло, акварель, сепия, рисунок. В свои работы он вкладывал собственное понимание живописи, на которое значительное влияние оказали лучшие образцы работ старых мастеров, тонкое чувство формы и удивительная пластичность.
Позднее он очень чутко ощущал веяние романтизма, который пошатнул классические каноны в живописи. Все больший интерес у него также вызывал портретный жанр, при помощи которого художник мог передавать индивидуальные черты личности и отражать живой характер каждого отдельного человека. Художнику удалось создать отдельное направление, впоследствии названное «романтическим портретом», в котором особую роль играл цвет, помогавший выразительнее и ярче передавать характеры и настроения героев. Видеоурок «К.П. Брюллов». Портретная живопись" и видео «Мой музей. Третьяковская галерея» помогут ближе познакомиться с портретной живописью К. Брюллова.
Знаменитый портрет «Всадница» К. Брюллов написал в 1832 г. Эта работа была позитивно принята различными русскими и итальянскими критиками. Их восторгало то, с каким искусством и замечательным композиционным мастерством была исполнена картина. «Всадница» стала своеобразным высказыванием художника о красоте древнего и вечно юного мира, в чем и заключалась суть эстетики Ренессанса в России. Подробнее об этом портрете можно узнать из видео «История одного шедевра» и «К. Брюллов. Всадница».
В своих более поздних произведениях он достиг глубоко индивидуального подхода, который позволил ему создать широкий ряд уникальных психологических образов, ставших впоследствии подлинными свидетельствами эпохи. Однако помимо жанровых работ, Брюллов писал и исторические картины. В 1835 г. художник вернулся в Петербург и, получив статус профессора в Академии художеств, начал работать над «Осадой Пскова», затрагивающей тему русской истории. Ее написание было согласовано лично с императором Николаем I, а для большей достоверности произведения государь даже распорядился о проведении небольшого взрыва на одном из полей, потому что Брюллов сообщил, что никогда не видел настоящего взрыва, но который должен стать частью этой работы. При этом «Осада Пскова» так и не была закончена. Ознакомиться с другими работами художника и узнать историю их создания поможет видео «Развивающие мультфильмы Совы — Карл Брюллов — Всемирная картинная галерея», а тем, кто хорошо разбирается в творчестве русских художников и легко отличает их друг от друга, предлагаем проверить свои знания в приложениях «Картины известных художников» и «Картины русских художников».
«Последний день Помпеи»
Главная работа К. Брюллова, ставшая памятником отечественного искусства и до сих пор пользующаяся особой популярностью у любителей живописи, — картина «Последний день Помпеи», написанная в историческом жанре. Тщательное и глубокое изучение темы, а также безграничная творческая фантазия и неоспоримое мастерство художника позволили создать уникальное эпохальное полотно. Современники, увидевшие картину сразу после ее завершения, были поражены ее новаторству и гениальности: не отступая полностью от традиций классицизма, Брюллов вносит в нее характерные черты романтической школы — переносит главные события в глубь полотна, выражает событие через характеры и психологию людей, их чувства, выдерживает естественное освещение, смело разрушая локальность игрой светотени.
Успех картины был ошеломительным — Карл сразу стал кумиром всей Италии, о картине говорили все слои общества и ради нее приезжали в Рим. Довольно быстро его слава распространилась по всей Европе, а затем и дошла до России. «Последний день Помпеи» была выставлена в Петербурге в 1834 г. в зале Академии и сразу собрала бесчисленные толпы желающих ее увидеть. Постепенно восторженность от этой работы Брюллова, признанной даже лучшим созданием XIX века, начала снижаться, однако и по сей день она считается одним из самых ярких явлений художественной культуры того столетия и самой значительной картиной в биографии художника.
Видео «Последний день Помпеи» и «Знакомство с картиной Карла Павловича Брюллова „Последний день Помпеи“» подробно расскажут об истории создания этой работы и о том, почему она до сих пор волнует сердца любителей живописи.
«Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений».
М. Глинка