Top.Mail.Ru

Ко Дню рождения К.П. Брюллова

«Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть».

К. Брюллов

В 1799 г. в этот день родился известный русский художник Карл Брюллов, написавший множество жанровых и исторических полотен. Он автор известной работы «Последний день Помпеи», а копию его «Всадницы», написанной в 1832 г., можно встретить во многих домах в России.

Предки художника были французско-немецкого происхождения, а его настоящая фамилия звучала «Брюлло». Он прожил всего 52 года, но за это время успел написать около 200 портретов и принять участие в росписи купола Исаакиевского собора.

Брюллов стал обладателем различных почетных наград, почетным членом Парижской академии искусств, Академии Святого Луки в Риме, Миланской и Пармской академий, профессором Петербургской и Флорентийской академий художеств. Он был одним из первых, кто прославил русскую живопись в Европе и поразил знатоков своими историческими и портретными работами.

Почему художник уехал за границу и занимался там продвижением русской живописи? За что его и по сей день считают гениальным мастером? Зачем по его просьбе Николай I устроил настоящий взрыв на поле? В чем секрет ошеломительного успеха Брюллова в России и за рубежом? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко дню рождения Карла Павловича Брюллова.

Краткая биография

Карл Павлович Брюллов родился в Санкт-Петербурге в семье академика, состоявшего на службе в Петербургской Академии художеств в качестве мастера резьбы по дереву. У будущего художника было две сестры и два брата, старший из которых — Александр — впоследствии стал известным архитектором. С его портретными работами можно познакомиться в видео «Портретная галерея Александра Брюллова».

Павел был очень требовательным отцом, поэтому с ранних лет начал приучать сына к труду и помогал овладевать основами художественного мастерства. Несмотря на сложный характер взаимоотношений с отцом, Карл вспоминал, что отец оказал немалое влияние на развитие его творческих способностей. «Другие дети, — говорил он, — ходили из Академии домой повесничать, а мы дома работали более, чем в Академии. Отец мой был воплощенная деятельность, я никогда не видел его праздным; он вечно сидел в своем кабинете и стругал из дерева всякий вздор, а когда уставал работать, уходил в сад возиться с цветами и деревьями. Отец не приучал нас к нежностям и во всю жизнь поцеловал меня только один раз, когда я садился в дилижанс, чтобы ехать за границу».

В 1809 г. Брюллов поступил в Академию художеств, где не только обнаружил свой художественный талант, но и стал наставником для товарищей — зачастую он поправлял им экзаменационные рисунки. Академию Карл закончил с золотой медалью и получив право на продолжение художественного образования в Италии. Немного подробнее об учебном заведении, которое закончил художник, можно узнать из видео «Императорская Академия художеств».

Разные стили и самые известные работы

Раннее творчество Брюллова, которое приходится как раз на этап его жизни в Италии, в основном написаны на мифологическую или библейскую тематику, они ссылаются на античные образцы и не выходят за границы классической художественной системы. Кстати, приложение «Направления живописи в XIX веке» поможет вспомнить о главных жанрах в изобразительном искусстве той эпохи и проверить свои знания.

Карл всегда стремился познавать новое, поэтому осваивал разные изобразительные техники, которые его интересовали: масло, акварель, сепия, рисунок. В свои работы он вкладывал собственное понимание живописи, на которое значительное влияние оказали лучшие образцы работ старых мастеров, тонкое чувство формы и удивительная пластичность.

Позднее он очень чутко ощущал веяние романтизма, который пошатнул классические каноны в живописи. Все больший интерес у него также вызывал портретный жанр, при помощи которого художник мог передавать индивидуальные черты личности и отражать живой характер каждого отдельного человека. Художнику удалось создать отдельное направление, впоследствии названное «романтическим портретом», в котором особую роль играл цвет, помогавший выразительнее и ярче передавать характеры и настроения героев. Видеоурок «К.П. Брюллов». Портретная живопись" и видео «Мой музей. Третьяковская галерея» помогут ближе познакомиться с портретной живописью К. Брюллова.

Знаменитый портрет «Всадница» К. Брюллов написал в 1832 г. Эта работа была позитивно принята различными русскими и итальянскими критиками. Их восторгало то, с каким искусством и замечательным композиционным мастерством была исполнена картина. «Всадница» стала своеобразным высказыванием художника о красоте древнего и вечно юного мира, в чем и заключалась суть эстетики Ренессанса в России. Подробнее об этом портрете можно узнать из видео «История одного шедевра» и «К. Брюллов. Всадница».

В своих более поздних произведениях он достиг глубоко индивидуального подхода, который позволил ему создать широкий ряд уникальных психологических образов, ставших впоследствии подлинными свидетельствами эпохи. Однако помимо жанровых работ, Брюллов писал и исторические картины. В 1835 г. художник вернулся в Петербург и, получив статус профессора в Академии художеств, начал работать над «Осадой Пскова», затрагивающей тему русской истории. Ее написание было согласовано лично с императором Николаем I, а для большей достоверности произведения государь даже распорядился о проведении небольшого взрыва на одном из полей, потому что Брюллов сообщил, что никогда не видел настоящего взрыва, но который должен стать частью этой работы. При этом «Осада Пскова» так и не была закончена. Ознакомиться с другими работами художника и узнать историю их создания поможет видео «Развивающие мультфильмы Совы — Карл Брюллов — Всемирная картинная галерея», а тем, кто хорошо разбирается в творчестве русских художников и легко отличает их друг от друга, предлагаем проверить свои знания в приложениях «Картины известных художников» и «Картины русских художников».

«Последний день Помпеи»

Главная работа К. Брюллова, ставшая памятником отечественного искусства и до сих пор пользующаяся особой популярностью у любителей живописи, — картина «Последний день Помпеи», написанная в историческом жанре. Тщательное и глубокое изучение темы, а также безграничная творческая фантазия и неоспоримое мастерство художника позволили создать уникальное эпохальное полотно. Современники, увидевшие картину сразу после ее завершения, были поражены ее новаторству и гениальности: не отступая полностью от традиций классицизма, Брюллов вносит в нее характерные черты романтической школы — переносит главные события в глубь полотна, выражает событие через характеры и психологию людей, их чувства, выдерживает естественное освещение, смело разрушая локальность игрой светотени.

Успех картины был ошеломительным — Карл сразу стал кумиром всей Италии, о картине говорили все слои общества и ради нее приезжали в Рим. Довольно быстро его слава распространилась по всей Европе, а затем и дошла до России. «Последний день Помпеи» была выставлена в Петербурге в 1834 г. в зале Академии и сразу собрала бесчисленные толпы желающих ее увидеть. Постепенно восторженность от этой работы Брюллова, признанной даже лучшим созданием XIX века, начала снижаться, однако и по сей день она считается одним из самых ярких явлений художественной культуры того столетия и самой значительной картиной в биографии художника.

Видео «Последний день Помпеи» и «Знакомство с картиной Карла Павловича Брюллова „Последний день Помпеи“» подробно расскажут об истории создания этой работы и о том, почему она до сих пор волнует сердца любителей живописи.

«Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений».

М. Глинка



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»