Top.Mail.Ru

Ко Дню работников гидрометеорологической службы России

«Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем»

(Н. Бор)

Интерес к изучению погоды возник еще в конце XVII в. В 1721 году по указу Петра І осуществлялся еженедельный сбор листьев с распускающихся деревьев из разных окрестностей Петербурга с целью узнать, где раньше наступила весна. Спустя 4 года начались регулярные метеорологические наблюдения с помощью измерительных приборов. А в 1834 году императором Николаем I была учреждена при Корпусе горных инженеров Нормальная магнитно-метеорологическая обсерватория и шесть ее филиалов в Санкт-Петербурге. С этого момента Россия стала первой страной, создавшей государственную систему регулярных магнитных и метеорологических наблюдений. Основоположником основания обсерватории являлся академик Российской академии наук Адольф Яковлевич Купфер.

Сегодня Российская гидрометеорологическая служба занимается вопросами погоды, климата, воды, участвует во всех программах и мероприятиях Всемирной метеорологической организации. Главная деятельность службы — это улучшение точности прогнозов и предупреждений, снижение угрозы жизни населения и ущерба экономике страны от погодно-климатических явлений, обеспечение высокого уровня гидрометеорологической безопасности России.

От чего зависит форма облаков? По какому принципу дают название ветрам? Как космонавтика связана с прогнозированием погоды? Чем отличается деятельность синоптика от метеоролога? На каких территориях погода остается неизменной в течение года? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Дню работников гидрометеорологической службы России.

Зарождение службы

Первое подробное географическое описание Московского государства от Баренцева до Черного и Каспийского морей, а также от Финского залива до Оби и Енисея появилось в XVI в. В этот период отечественные летописцы собрали значительное количество сведений об экстремальных природных явлениях за 15 веков нашей эры. Позже они были включены в состав Лицевого летописного свода по указу Ивана IV. Существенная часть ежедневных наблюдений за погодой, организованных по указу царя Алексея Михайловича в XVII в., дошла до наших дней. В Петровскую эпоху большое внимание уделялось визуальным наблюдениям за погодой, за состоянием льдов в Финском заливе и наводнениями. Изменения в культуре, науке и образовании в XVIII в. сыграли важную роль в метеорологии. Об истории со­зда­ния Московского университета и развития Академии наук вы узнаете из сценария урока «Развитие науки и образования в XVIII веке». Тогда возникли метеорологические наблюдательные сети России, важное участие в их становление внесли наблюдатели-добровольцы. Михаил Васильевич Ломоносов занимался вопросами организации гидрометеорологической сети, основы метеорологической науки и метеорологического приборостроения. Дата создания Гидрометеорологической службы России — 26 апреля 1834 года. Академик Адольф Яковлевич Купфер был первым руководителем Гидрометеорологической службы и инициатором создания Главной физической обсерватории. Она выполняла функции Гидрометеорологической службы России до 1929 года. Приложение «Страницы истории гидрометеорологической службы» более подробно сообщит о развитии науки метеорологии в стране. В 1856 году в России было 13 метеорологических станций, через 16 лет их количество удвоилось, а в начале ХХ века стало свыше 1400 метеорологических наблюдательных станций. Новый виток усовершенствования научных исследований случился в 1920-х годах, когда начался активный процесс создания метеорологических бюро в союзных республиках, краях и областях. В январе 1930 года было организовано Центральное бюро погоды, которое преобразовалось в 1943 году в Центральный институт прогнозов. Интерактив «Экспедиция И. Д. Папанина на мыс Челюскин» расскажет о препятствиях, позволивших Ю.К. Хлебникову сделать важные научные открытия. А из учебного материала «Географы Великой победы. Метеорология» вы узнаете о том, за прогноз к какому событию Оскар Кричак, начальник Главной авиационно-метеорологической станции, был представлен к Ордену Красной Звезды. В 1992 году сформировался Гидрометцентр России.

Край Земли

Сегодня главной задачей гидрометеорологической службы является повышение безопасности населения и отраслей экономики за счет снижения воздействий опасных природных явлений, таких как ураган, наводнение, засуха, морозы, ливни, град, снегопады и другие. Интерактивное приложение «Неблагоприятные климатические явления» как раз сообщит о подобных проявлениях и их особенностях, между тем «Описываем ветры» содержит в себе план, по которому можно отличить муссон от бриза. Наблюдения за состоянием атмосферы и происходящими в ней процессами происходит на метеорологической станции. Сценарий урока «Приборы для наблюдения за погодой» расскажет о флюгере, барометре, анемометре, а приложение «Метеорологические приборы» и видео «Метеостанция» познакомят с современными приборами, которые используются на метеорологической станции. Некоторые из них располагаются в отдаленных местностях, так как именно там можно максимально точно вести наблюдения за атмосферой и погодными явлениями. О том, как измеряют погоду в наши дни, сообщит видео «Метеорология», а приложение «Атмосферные явления» даст возможность пронаблюдать такие явления, как полярное сияние, Огни святого Эльма, Фата-моргана, Пояс Венеры, Призраки Броккена. Отдаленные станции расположены в Республике Бурятия, Иркутской области, Хабаровске, Владивостоке и на территории Ненецкого автономного округа. На архипелаге Новая Земля установлена автономная метеорологическая станция, которая способствует освоению Арктики. Это самая дальняя точка России, и добраться туда возможно исключительно на вертолете. Основная деятельность работников заключается в проведении исследований ледовых и гидрометеорологических условий в акватории Восточно-Сибирского и Карского морей, моря Лаптевых. Материал «Метеостанция» поможет понять, как связана метеорологии с исследованиями о глобальном потеплении, и для нахождения на карте станций столицы предлагаем обратиться к приложению «Метеостанции Москвы». А с помощью теста «Задание ЕГЭ № 2, вариант 4» старшеклассникам можно подготовиться к экзамену по географии.

У природы нет плохой погоды

«Рано затает — долго не растает», «Пришел марток — надевай семь порток», «Мокрый апрель — хорошая пашня», «Май — коню сена дай да на печь полезай» … Задолго до появления работников гидрометеорологической службы люди собирали и проверяли веками народные приметы о погоде. Одноименный сценарий урока и материал «Что такое погода» помогут вспомнить приметы к похолоданию и ветру и пронаблюдать закономерность изменения погоды, а видеоурок «Понятие „погода“. Погода и ее составляющие» раскроет условные знаки, необходимые для анализа осадков и облачности. Обратившись к интерактивам «Местные приметы погоды» и «Природа. Что такое погода», вы вспомните некоторые признаки ожидаемой погоды, а именно: низкий полет ласточек, обильную росу вечером на траве, утром очень жарко и душно и другие. С какой целью подмечались закономерности изменений в природе нашими предками? Например, для того, чтобы вовремя посеять и убрать хлеб или чтобы не потерять урожай. Крестьяне внимательно относились ко всем явлениям в природе, наблюдали, пытались переосмыслить и передать из поколения в поколение, чтобы сохранить и повысить благополучие семьи. Из видео «Предсказание погоды» вы узнаете, без чего невозможно составить любой прогноз погоды. Многие заблуждаются, думая, что составление прогноза погоды — это первостепенная деятельность метеоролога. Интерактивные приложения «Что такое погода?» и «Погода» позволят примерить на себя роль работника гидрометеорологической службы, а материалы «Метеостанция» и «Элементы погоды и приборы» перенесут на территорию учреждения, в котором проводятся метеорологические наблюдения.

«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав — невозможно не полюбить»
(А. Н. Сладков, ученый-ботаник, педагог)



Борис Куприянов о детстве в пионерском лагере


27 декабря 2024 г.


Профессор департамента педагогики Борис Куприянов принял участие в съемках программы телеканала "Культура", посвященной устройству детского отдыха в СССР

Александр Савенков получил диплом Лауреата от образовательной платформы «Юрайт»


26 декабря 2024 г.


Директор института педагогики и психологии образования МГПУ был награжден в номинации «Педагогические науки»