Top.Mail.Ru

Ко Дню памяти и скорби

«Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших детей? Этого нельзя забывать во имя нашей упорной борьбы за мир, которая немыслима без горькой памяти о бедствиях минувшей войны».

С. С. Смирнов, «Брестская крепость»

22 июня 1941 года в четыре часа утра, проигнорировав договор о ненападении, Третий рейх вероломно вторгся на территорию СССР. Началась Великая Отечественная война. В её первые дни основные удары пришлись на Прибалтику, Белоруссию и Украину. Немцы надеялись на молниеносную победу: по плану «Барбаросса» уже осенью советское государство должно было быть ликвидировано и «германизировано».

Преимущество было на стороне Германии, которая усиленно готовилась к войне с середины 30-х годов и уже успела испытать свою армию, тактику и стратегию в боях с другими европейскими государствами, к тому моменту захваченными. У немцев была техника, по многим показателям превосходившая советскую, а также в разы больше оружия и боеприпасов. Подтверждение тому — популярная тогда в народе фраза: «Винтовку добудешь в бою». Как же советским людям удалось одержать победу в этой неравной борьбе? Только за счёт силы духа, любви к Родине и готовности отстаивать каждый квадратный метр своей земли любой ценой. Сегодняшний день мы посвящаем их подвигу, чтобы он никогда не был забыт, чтобы наши дети помнили предков, которые подарили им чистое небо над головой, и передавали из поколения в поколение память о их героическом противостоянии фашизму.

Правда ли, что во время войны эвакуировали не только людей, но и целые учреждения и музеи? Какие известные писатели принимали участие в обороне нашей страны и освобождении Европы? Что символизируют 2 миллиона 600 тысяч цепочек в одном из залов Музея Победы? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Дню памяти и скорби.

Завтра была война

«Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!».

Юрий Левитан, обращение по радио 22 июня 1941 года

Германия напала на СССР не только без предупреждения, но и нарушив договор о ненападении 1939 года — о содержании документа и предпосылках его создания подробно расскажет учебное пособие «Пакт Молотова — Риббентропа». Существование этого пакта стало одной из причин, по которой в 1941, несмотря на идущую в Европе войну, границы Союза не были достаточно укреплены. Иосиф Сталин отрицал возможность того, что Гитлер пойдёт в атаку, и не хотел верить в сообщения своих агентов об обратном. «Только дурак станет нападать на СССР сейчас», — вторил вождю нарком иностранных дел Вячеслав Молотов. Но они недооценили немецкого лидера.

Гитлер и его военачальники составили, как им казалось, простой и гениальный план, который помог бы им захватить СССР в очень короткий срок. Операция получила имя средневекового Короля Германии и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы. Символично, что этот легендарный правитель, успевший побывать в нескольких крестовых походах, погиб, переправляясь через реку. О том, как планировалось провести захлебнувшийся блицкриг, названный его именем, можно узнать из видео «План „Барбаросса“». А младшие школьники смогут проверить свои знания о нём при помощи викторины «Начало Великой Отечественной войны».

Первые секунды, часы, дни, месяцы войны

«Ни одна страна не смогла бы выстоять перед натиском Гитлера. СССР не только смог устоять, но и нанёс такой удар, который не способно было нанести другое государство».

Уинстон Черчилль

«Но задул сорок первого ветер — вот и стали мы взрослыми теперь». Художественное видео «22 июня 1941 года» расскажет о роковом утре, когда на нашу страну упали первые бомбы, и о том, как встретили войну простые советские граждане, в числе которых были и выпускники, в тот день прощавшиеся со школой и готовившиеся вступить во взрослую жизнь.

Видео «Первые дни войны» поможет понять, почему лето и осень 1941 года оказались для Советского Союза настолько тяжёлыми. Наглядно, с использованием карт масштабных исторических сражений и официальной статистики, ролик покажет, насколько силы противника превосходили наши. На одном только Брестском направлении у немцев было в разы больше людей, орудий и машин. Самый мощный отпор Германии на этой стороне фронта дали защитники Брестской крепости. Легендарное сегодня строение не отвечало военным требованиям времени: его возведение в XIX — начале XX веков шло с расчётом на оборону от дульнозарядных ружей и ядер из чугуна, а не от танков и современных штурмовых орудий. Попытка отбить крепость была героической, но безумной затеей, печальный исход которой был предрешён изначально. Но разве могли советские войска поступить по-другому? Они сражались до последнего, а некоторые из защитников, по утверждению отдельных исторических источников, продолжали держать оборону в подземельях крепости даже после того, как она была официально захвачена. Эта легенда легла и в основу романа Бориса Васильева «В списках не значился». О том, как спасали крепость, подробно расскажет видео «Брестская крепость (часть 1-я)» и «Брестская крепость (часть 2-я)». А из приложения «Оборона Брестской крепости» младшие школьники узнают, какую ставшую крылатой цитату нашли на стене легендарного строения, когда началась его оборона, и что обеспечило немцам победу.

Гитлер не просто рассчитывал на победу — он был уверен, что она наступит очень скоро. Несколько месяцев — столько времени фюрер отвёл своим военачальникам на захват СССР. Первые дни войны только убедили его в собственной правоте: советские войска отчаянно сопротивлялись, сражались, как признавался вражеский генерал Франц Гальдер, «до последнего человека», но всё равно проигрывали. Уверенный в своей непобедимости, Гитлер двинулся к сердцу нашей Родины — Москве. Именно здесь фашистскую армию ждало самое первое разочарование и поражение, круто поменявшее ход всей войны. Тяжелейшему году противостояния, в который решалась судьба всего нашего государства и её народов, посвящены сценарии урока «Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.)» и «Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны. 22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года».

Какие цели были поставлены перед различными группами немецких войск? Кто считается последним защитником Брестской крепости? Какого государственного органа не существовало до войны? Если вы знаете ответы на эти вопросы, то задания теста «Начало Великой Отечественной войны» не вызовут у вас затруднений.

День памяти и скорби появился не так давно: его сделали официальной датой только в 1996 году. 22 июня на государственных учреждениях и кораблях приспускаются флаги, по всей стране отменяются развлекательные мероприятия, в том числе и на телевизионных каналах. Сценарий урока «Подвигу жить в веках» передаст настроение этой памятной даты. В нём собраны видео, музыкальные и стихотворные отрывки, которые помогут школьникам осознать всю значимость, трагедию и торжество Победы в Великой Отечественной войне.

Никто не забыт

В Музее Победы есть зал, в котором хочется молчать. В его центре стоит скульптурная группа «Скорбь» в виде павшего солдата и склонившейся над его телом женщины — собирательного образа всех матерей, жён, дочерей, сестёр и возлюбленных. А с потолка зала спускаются 2 миллиона 600 тысяч бронзовых цепочек. Каждое его звено символизирует десять человек, ставших жертвами Великой Отечественной войны. Это зрелище поражает в самое сердце, в самые глубины нашей души, не оставляя равнодушным никого. Разглядывая инсталляцию, невозможно остаться безучастным к истории своей страны и судьбам людей, отдавшим за неё жизни, невозможно не прочувствовать всю глубину скорби, которая в середине прошлого века накрыла страну. Больше об этом удивительном месте можно узнать из видео «Зал Памяти и Скорби».

Завершив знакомство с экспонатами первого зала, мы плавно переходим в следующий. Экскурсия-викторина «Подвиг народа. Эвакуация» использует театрализованную, передающую дух времени экспозицию Музея Победы, чтобы помочь школьникам погрузиться в начало 40-х годов. Они почувствуют себя простыми советскими гражданами, вынужденными оставить дом и бежать от войны в другие города. Большинство из эвакуированных — женщины с детьми и старики — пытались уберечь себя и свои семьи, но некоторые увозили научные разработки и достижения, предметы культуры и искусства, спасение которых от уничтожения или захвата было чрезвычайно важно для сохранения идентичности нашего народа в тот сложный период.

Писатели-фронтовики о войне

«Пожилые объявляют войну, но воевать и погибать приходится молодым». Сценарий урока «Борис Васильев „Завтра была война“» посвящён повести, действие которой разворачивается в 1940 году. Её герои — обычные старшеклассники, прощающиеся со школой и готовящиеся вступить во взрослую жизнь. Они и не подозревают, что планам большинства из них не предстоит сбыться.

Центральная тема сценария урока «Вопросы, заданные войной» — роман Даниила Гранина «Мой лейтенант». Уникальность этого произведения заключается в том, что оно показывает изнанку войны, рассказывает о ней не с позиции историков, правителей, маршалов или генералов, но с точки зрения тех, чьими руками эта война велась — простых солдат, сотнями тысяч умиравших на полях жестоких сражений. Другая известная повесть, посвящённая обычному советскому военному, — это легендарная «Судьба человека» Михаила Шолохова. Вспомнить её сюжет поможет приложение «М. А. Шолохов „Судьба человека“».

Василь Быков знал о войне не понаслышке: писатель участвовал в обороне Украины, освобождении Румынии и в ряде других боевых действий. А однажды, после серьёзного ранения, его по ошибке внесли в список погибших. Но он выжил и прошёл всю войну. А умер уже через много лет, в преклонном возрасте, успев издать сразу несколько культовых произведений о Великой Отечественной. Символично, что смерть Быкова наступила в День памяти и скорби — 22 июня 2003 года. Сценарий урока «Василь Быков „Дожить до рассвета“» расскажет об одной из самых известных его военных повестей.

«Война удивительно слепа к людям и далеко не по заслугам распоряжается их жизнями. Как нигде в мирной жизни, здесь изменчива и капризна судьба человека».

Василь Быков, «Дожить до рассвета»



Борис Куприянов о детстве в пионерском лагере


27 декабря 2024 г.


Профессор департамента педагогики Борис Куприянов принял участие в съемках программы телеканала "Культура", посвященной устройству детского отдыха в СССР

Александр Савенков получил диплом Лауреата от образовательной платформы «Юрайт»


26 декабря 2024 г.


Директор института педагогики и психологии образования МГПУ был награжден в номинации «Педагогические науки»