«Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда,
когда уже молчат и песни, и предания».Николай Васильевич Гоголь
Ежегодно 7 декабря дату своего основания празднует Эрмитаж — самый главный музей страны, расположенный в Санкт-Петербурге. Этот день был выбран в честь именин императрицы Екатерины II, которая положила начало его созданию, приобретя в 1764 году коллекцию живописных произведений у берлинского купца Иоганна Гоцковского. Свое название Эрмитаж получил от французского «место уединения», поскольку изначально императрица задумывала его как личный уголок императорского дворца для отдыха и развлечений.
Разместив здесь свои первые зарубежные покупки, Екатерина Великая продолжала пополнять их, благодаря чему подборка быстро разрасталась, захватывая все новые помещения. Сегодня коллекция Государственного Эрмитажа насчитывает порядка 3 миллионов различных произведений искусства и памятников мировой культуры. В неё входят живопись, скульптура, графика, археологические находки, предметы прикладного искусства и нумизматический материал.
Как музей связан с «просвещённым абсолютизмом»? Почему А.С. Пушкин не мог попасть в Эрмитаж? Зачем в музее работают коты? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко дню основания Эрмитажа.
Предпосылки к созданию музея
Собирательная деятельность в истории России существовала задолго до наступления XVIII века, однако именно петровские реформы в области культуры смогли придать ей новое направление, ориентировав на сближение с западноевропейской культурой. Именно Пётр I оказал сильное влияние на развитие частного коллекционирования в России. О том, какие именно перемены в области культуры произошли в эти годы, расскажут сценарий урока «Реформы Петра I в области культуры» и видео «Перемены в культуре России в годы петровских реформ».
Пришедшая позже к власти императрица Елизавета Петровна продолжила эту традицию, заложенную отцом. В годы её правления картинные галереи стали одним из элементов дворцового убранства, призванного свидетельствовать о могуществе российской державы и ошеломлять гостей, приглашённых ко двору. Формированию новых эстетических предпочтений у русских коллекционеров способствовала также имеющаяся у дворян возможность путешествовать и взаимодействовать с европейской культурой.
Огромное влияние на историю российской культуры оказала Екатерина II, оставив после себя богатейшее собрание живописи западноевропейских мастеров. Эпоху её правления также называют «просвещённым абсолютизмом» за то, что в этот период произошло множество преобразований, которые затронули все основные сферы государственной жизни в России. Во время царствования Екатерины Великой активно развивались градостроительство и архитектура, литература, журналистика, театр и наука. Видео «Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой» и сценарии уроков «Внутренняя политика Екатерины II» и «Россия во второй половине XVIII века» помогут изучить основные аспекты её правления и понять, какое воздействие императрица оказала на культуру в России. А приложение «Внутренняя политика Екатерины II» позволит проверить свои знания по данной теме.
Именно частная коллекция картин, приобретённая Екатериной Великой в 1764 году, послужила толчком к созданию Эрмитажа — одного из величайших музеев мира. В те годы она была крупнейшим коллекционером в стране, покровительницей иностранных художников и законодательницей вкусов, которой все стремились подражать. В том числе в Петербурге сформировался рынок произведений искусства, на который каждый год в большом количестве привозились предметы искусства и художественной промышленности из Западной Европы. Подробно о том, как появился Государственный Эрмитаж, рассказывается в одноименном видео.
Становление музея
К моменту правления Николая I, внука Екатерины II, стало понятно, что собрание искусства уже вышло за рамки частной семейной коллекции, поэтому в 1852 году Романовы приняли решение об открытии публичного музея, который позволил бы широкой публике насладиться имеющимися шедеврами. Однако поначалу эта привилегия была доступна лишь избранным, их пускали по особому разрешению. Так, А.С. Пушкин смог попасть в Эрмитаж только благодаря рекомендации Жуковского, наставника цесаревича. А К. Брюллов, будучи членом Академии художеств, пользовался каждой возможностью, чтобы отвести во дворец своих учеников для разбора творчества Рубенса и Ван Дейка.
Для общественного посещения был специально построено здание Нового Эрмитажа, архитектором которого был Лео фон Кленце, придворный мастер короля Людвига I Баварского. Современный Государственный Эрмитаж является сложным музейным комплексом, в состав которого входит пять зданий, главным из которых принято считать Зимний дворец. Видео «Зимний дворец Петра I» при помощи компьютерной реконструкции наглядно показывает, как устроен комплекс.
Известные коллекционеры XVIII века
Одним из наиболее известных коллекционеров той эпохи был Н.Б. Юсупов, занимавшийся собирательством в течение практически 60 лет и создавший одну из крупнейших коллекций западноевропейской живописи в России. Помимо картинной галереи, включающей около 600 полотен, в его собрание входили станковая живопись, скульптура, собрание гравюр, рисунков и миниатюр, произведения декоративно-прикладного искусства и библиотека.
Еще одним знатоком искусства, внесшим огромный вклад в формирование картинной галереи Эрмитажа, был И.И. Шувалов — образованный вельможа, меценат и советник Екатерины в вопросах приобретения картин. Его эстетические предпочтения сыграли важную роль в развитии русской художественной культуры середины XVIII века, поскольку он влиял на вкусы других коллекционеров эпохи, формируя коллекцию Эрмитажа.
А о некоторых действующих экспонатах и о том, какие коллекции можно увидеть в Эрмитаже, сколько времени нужно на то, чтобы обойти его полностью и посмотреть все, рассказывается в видео «Эрмитаж. Сокровища нации. Документальный фильм», «Коллекция античной керамики» и «Часы Павлин», а викторина «Культура России второй половины XVIII века» поможет проверить себя.
Как в Эрмитаже оказались коты?
История эрмитажных котов начинается с Петра Первого, который поселил в Зимнем дворце кота, привезённого из Голландии. Впоследствии коты стали постоянными жителями императорского двора, особенно когда уже при Елизавете Петровне во дворце расплодилось очень много мышей и крыс и она издала указ о высылке ко двору котов. Стоит отметить, что после исполнения указа почти все грызуны исчезли из дворца, а следующая российская императрица придала животным уже официальный статус охранников картинных галерей.
На данный момент в музее живет порядка семидесяти котов, которых часто называют внештатными сотрудниками — у них даже есть свой личный паспорт, и они могут гулять везде, за исключением выставочных залов. Коты в Эрмитаже стали самой настоящей легендой — им посвящают книги и фильмы, шлют подарки. Приложение «История эрмитажных котов» поможет закрепить знания по теме.
«Восприятие искусства — это ведь удовольствие через труд, как спорт. Не зря считается, что в музей нужно обязательно подниматься по лестнице, как в гору. Должно быть усилие».
М.Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа