Всемирный день дикой природы празднуется менее десяти лет, однако даже за такой короткий срок он успел стать одной из самых важных дат для экологического движения планеты. Человек занимает всё больше территорий для своей жизни и деятельности, а значит, нетронутой природы остаётся всё меньше и все силы должны быть приложены к тому, чтобы её сохранить.
Планета — наш общий дом, независимо от того, к какой культуре или нации мы принадлежим, и спасти её — наша общая задача. Как это сделать, школьникам поможет понять тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Всемирному дню дикой природы.
НОО
Экологическое воспитание начинается со сказок про животных и единство человека с природой. Кто из нас не знаком со смелым и находчивым Маугли, воспитанным зверями? Кто не переживал за бесстрашного мангуста Рикки-Тикки-Тави? В этих героях, созданных классиком детской литературы Редьярдом Киплингом, отражено естественное стремление человека жить в гармонии с окружающим его миром. Классный час «Сказки Редьярда Киплинга» через интерактивные задания, фрагменты из мультфильмов и текстов детских произведений поможет младшим школьникам осознать важность сохранения природы в её первозданном виде. А сценарий урока «"Хвосты» по сказке В. В. Бианки" научит юных читателей ценить многообразие животного мира, познакомит их с повадками и особенностями зверей и птиц. Прочитав включённую в занятие забавную притчу про муху, которой захотелось иметь хвост, юные читатели смогут понять, зачем живым организмам эта часть тела.
Где можно встретить одновременно кита, жирафа, африканского и морского львов? Конечно же, в зоопарке. Сценарий урока «At the Zoo! Funny Animals!» перенесёт ребят в виртуальную версию этого любимого всеми детьми места, где они смогут научиться описывать диких животных на английском языке, а также разовьют навыки восприятия живой речи, чтения, говорения и письма.
Сценарий урока «Красная книга или Природа в опасности!» также посвящён животным, но особенным — тем из них, кто находится на грани вымирания. На этом важном занятии школьники познакомятся с документом, перечисляющим виды, которые вот-вот исчезнут с планеты из-за действий человека, узнают, что можно сделать, чтобы их сохранить, а также поймут, почему каждый зверёк, птица и насекомое важны для полноценного функционирования экосистемы.
ООО
13 лет — столько времени, по подсчётам европейских учёных, есть у человечества на восстановление экологии. После 2035 года процесс глобального потепления и вымирания животных остановить будет практически невозможно. Какими маленькими делами каждый из нас может помочь большому, общему делу человечества — спасению планеты? Как нам поступать с мусором? Каких животных нужно срочно защитить? Ответы на все эти вопросы даст сценарий урока по французскому языку «Protégeons notre planète!».
Однако некоторые живые организмы спасать уже поздно. За последние 500 лет по вине человека вымерло и исчезло 844 вида зверей, птиц и растений. Всё, что от них осталось, — это зарисовки, фото и — реже — видео. Вспомнить, какими были некоторые представители вымерших пернатых и как они назывались, поможет приложение «Исчезнувшие виды птиц». А те виды живых организмов, которые ещё можно спасти, представлены в аналогичном интерактиве «Животные и растения Красной книги».
Многие животные, которые в своей среде обитания подвержены угрозе вымирания, находят приют в зоопарках мира. Изначально эти учреждения создавались как коллекции и имели развлекательную цель. Сейчас деятельность зоопарков приобрела новое направление, а именно: сохранение видов, включая разведение животных в неволе. Оценить все «за» и «против» существования зоопарков, развив при этом навыки чтения и письма, можно на уроке «Born free» Reading & Writing". А как звучат названия зверей и птиц из них на немецком языке, подскажет интерактивное приложение «Дикие Животные».
Знаете ли вы, что Россия занимает первое место в мире по площади заповедников и национальных парков? Объявление территорий заповедными — один из наиболее эффективных способов сохранения дикой природы. Среди 102 заповедников нашей огромной страны — и Кроноцкий с его вулканами, водопадами и гейзерами, и Приокско-Террасный с его величественными зубрами, и Большой Арктический — самый северный в мире. Интерактивная карта «Заповедники России» подскажет, где они расположены.
СОО
Природа даёт человеку не только жизнь, но и является источником его вдохновения. «Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно», — писал И. С. Тургенев о творчестве Ф. И. Тютчева. Проникнуться одухотворенностью природы и прочувствовать её в произведениях поэта поможет сценарий урока «Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева».
Совершить виртуальное путешествие по нашей стране, изучить природу отдельных её регионов и сравнить пейзажи заповедных уголков европейской и азиатской частей России можно при помощи интерактивных приложений «Southern Federal District, Russia» и «Far Eastern Federal District, Russia».
Человек, изменяя под свои нужды окружающий мир, добился и глобальных изменений на планете: сейчас его воле подчиняются и течения рек, и пути миграции птиц, и рост лесов. Но это далеко не всегда положительные преобразования. А может ли природа оказать отрицательное влияние на общество? Как связаны между собой богатство стран и деятельность человека? Почему проблема сохранения природы — это задача не отдельных стран, а всего человечества? Ответы на эти вопросы вы найдете в сценарии урока «Природа и общество».