Заседание носило профориентационную направленность, в нем приняли участие 58 старшеклассников. В числе общих вопросов в рамках заседания был проведен семинар-практикум «Профессиональное самоопределение учащихся».
Провела семинар Ирина Леонидовна Соловьева доцент кафедры логопедии института специального образования и психологии МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент, которая является руководителем клуба «Общение без границ», работающего на базе Московского городского педагогического университета.
В ходе семинара-практикума Ирина Леонидовна познакомила ребят с альтернативными коммуникациями. Старшеклассники узнали, что коммуникацию можно охарактеризовать как процесс межличностных контактов, возникающих в различных социальных ситуациях в семье, в процессе общественной и служебной деятельности. Основная функция коммуникации: сбор, обмен и накопления информации, необходимой для постоянного, выборочного или единичного общения.
Для осуществления коммуникации используются различные формы словесной речи: устная и письменная. В общении широко используется вербальная (словесная) коммуникация. Альтернативной коммуникацией принято считать невербальные способы общения, дополняющие или замещающие вербальную речь тем людям, испытывающим затруднения в использовании словесной речи.
Чаще всего альтернативные коммуникации необходимы в случаях нарушенного слуха, зрения, двигательных или анатомически нарушениях речевого аппарата, затрудняющие процесс голосообразования и произношения словосочетаний и фраз. Альтернативные коммуникации используются при обучении говорению детей с выраженными ментальными нарушениями и психоэмоциональными расстройствами. В процессе обучения их используют как на ситуативной основе, так и постоянно, как правило, до появления самостоятельной устной речи.
Участники семинара узнали, что к средствам альтернативной коммуникации принято относить жестовую речь, тифлокомментирование, шрифт Брайля, графические символы (пиктограммы), карточки PЕCS и др. С помощью альтернативных коммуникаций можно развивать умение выражать потребности, предпочтения, желания при помощи мануальных и графических символов; создания условий для формирования и развития речевого внимания; обогащать опыт использования ребёнком речевых средств, мануальных и графических символов; развивать и обогащать формирующиеся коммуникативные компетенции; пробуждать их речевую и эмоционально-личностную активность.
Ирина Леонидовна провела тематический мастер-класс, на котором старшеклассниками с помощью жестов и дактилологии научились показывать свои имена, изучили порядковый счет, составили рассказы о себе и своих семьях. Участники показали свою заинтересованность в освоении альтернативных коммуникаций и возможностей их использования в различных социальных ситуациях.
Многие школьники высказали свою заинтересованность при изучении альтернативных коммуникаций в свои социальные проекты текущего года для обеспечения общения с нуждающимся в нем людям. Участники брестского молодежного движения Школы лидеров «Актив» выразили свое желания участвовать в программах клуба «Общения без границ» ИСОП МГПУ на постоянной основе.