Для лаборатории 2018 год начался с представления результатов независимого исследования среды школ столичного региона на пресс-клубе МГПУ. В мероприятии приняли участие представители СМИ, что нашло отражение в ряде публикаций.
Обсуждению архитектуры и дизайна школьной среды были посвящены статьи в Учительской газете и на портале Москва-онлайн. В прессе обратили внимание, что столичным ученикам не нравятся школьные пункты охраны, турникеты и туалеты (Мел.fm и РИА Новости). Ребята хотели бы, чтобы в современных образовательных организациях появились зоны для творчества и мягкая мебель (MosDay, Мел.fm). Помимо дискуссионных вопросов был затронут позитивный опыт создания в школе № 1925 такой культурной среды, которая способна мотивировать детей и педагогов, вдохновлять их на совместное творчество (Москва-онлайн).
Пресс-клуб положил начало серии ставших уже традицией семинаров «КЛАССная среда». Посвященные изучению и изменению школьного пространства и быта изнутри, эти мероприятия позволили лаборатории найти прямой контакт с самой влиятельной и одновременно уязвимой группой участников образовательного процесса — педагогами.
Первым мероприятием из цикла стал круглый стол «Безопасная школа» по вопросам обеспечения пассивной безопасности детей методами средового дизайна. Среди участников были представители дизайнерского и архитектурного сообщества, пресса, коллеги из МГПУ, администрация и педагоги московских образовательных комплексов. Конструктивная дискуссия профессионалов продолжалась еще долго после окончания официальной части.
В рамках Дней Науки МГПУ лаборатория собрала более сотни коллег в ГБОУ «Школа № 2070», чтобы погрузиться в процессы сопричастного проектирования.*
«Мы вместе выводили уроки из кабинетов в рекреации и придумывали новые смыслы для привычных в своем использовании помещений — библиотеки, столовой, школьной территории, актового зала. Мы руководствовались принципами безопасного дизайна, учились уважительно относиться к пространству, работали над восприятием стилей, и все это — в неразрывной связи с педагогическим процессом!» — отметила Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур ИСП МГПУ, доцент, кандидат психологических наук.
Не менее интересным стал семинар «КЛАССная среда: мой образовательный маршрут». Педагогическая команда большого комплекса изучала потенциальные учебные и образовательные возможности своего района, выстраивая целостный процесс с использованием имеющейся инфраструктуры. Учителя думали не только об организации урока и образовательном результате, но также о витальных потребностях ребенка: безопасности, возможности согреться, попросить о помощи, вкусно и недорого поесть, найти общественный туалет. Все это помогло участникам воркшопа по-новому взглянуть на возможности городской инфраструктуры как части повседневной жизни учителя и ребенка.
Подобное мероприятие было организовано и с детьми, которые принимали участие в фестивале науки «Наука 0+» (октябрь 2018 года, «Экспоцентр»). Все желающие стали действующими лицами игрового исследования «Мой образовательный маршрут», в ходе которого они искали городские источники знаний по случайным образом заданным темам (например, «любовь», «здоровье», «робототехника» и др.).
Постоянно действующий семинар «КЛАССная среда» продолжит свою работу в 2019 году и будет посвящен следующим темам: «Проектирование среды старшей школы», «Визуальный язык школы», «Здоровьесберегающее пространство», «Формирование развивающей среды молодыми специалистами»
Приглашаем вас присоединиться и предложить для обсуждения свои, актуальные для московского образования, темы!
Сноска в тексте:
* о том, что такое сопричастное проектирование, вы можете прочитать здесь.