В субботу 08 февраля в корпусе ИКИ на ул. Марии Ульяновой прошёл мастер-класс по эстрадному вокалу, адресованный новичкам. «Новички» так названы условно — на занятие пришли старшеклассники, преимущественно будущие выпускники, заканчивающие сейчас 11 класс. И они, конечно, владеют нотной грамотой и имеют певческий опыт: кто-то пел или поёт в хоре, кто-то занимается индивидуально с педагогом по вокалу, некоторые уже успешно выступают на конкурсах и фестивалях.
Занятие было одновременно теоретическим и практическим — говорили о вокальных техниках и сразу же делали упражнения.
Об абсолютном слухе
В разговоре о технике пения начали с музыкального слуха. Как воспитать слух, как найти часть диапазона, в которой ваш тембр звучит красиво и раскрывается? Оказывается, врождённый абсолютный слух есть только у 5 — 10% музыкантов, у остальных он его можно развить, и в этом нет ничего зазорного.
Зачем в качестве упражнения петь с закрытым ртом? Для того, чтобы услышать, как голос звучит на самом деле — максимально близко к тому, как нас слышат другие.
О дыхании
- Ключичное (верхнее) дыхание. С него начиналась профессиональная музыка. Старинная барочная музыка пелась на этом дыхании, оно позволяло свободно владеть колоратурной техникой и наиболее долго тянуть фразу на одном дыхании
- По мере потребности усиления звука дыхание спускалось вниз, стало брюшным. Мужчины-басы «берут» воздух животом
- Третий тип дыхания — дыхание «микстом», грудо-брюшное
Нужно ли широко открывать рот?
Ещё недавно выпускники музыкальных школ, обучавшиеся пению, старательно открывали рот для извлечения звука, причём делали это настолько усердно, что иногда даже смещали свои челюстные суставы. Насколько это необходимо — широко открыть рот? Сейчас специалисты сходятся во мнении, что рот нужно открывать настолько, насколько это комфортно и естественно. Участники нашего мастер-класса сделали простое упражнение, чтобы найти свою «зону комфорта» при раскрывании рта. Вначале они сильно сжали зубы, а затем резко отпустили нижнюю челюсть — она пришла в то положение, которое и является оптимальным для пения.
Из «недостатка» можно сделать достоинство
Раньше очень многие голоса «не принимала» академическая система преподавания вокала, называя их специфические черты «недостатками». Сейчас в нашей эстрадной музыке мы часто слышим такие голоса - гнусавые, или с хрипотцей — этими своими «недостатками» пользуются современные певцы. В идеале лучше всего научиться петь без своего «недостатка», но можно и сделать «недостаток» своей изюминкой.
Резонаторы
- Грудной (трахея и бронхи)
- Головной (полости рта, носоглотки, гортани)
«Атака», распевки, упражнения, репертуар, микрофон и сольное выступление
Кроме основного — слуха, дыхания, артикуляции и резонаторов — на мастер-классе обсудили и проработали ещё много технических вопросов. Говорили о жесткой, придыхательной и мягкой «атаке», о том, как лучше распеваться (на «и» и «а»), делали упражнения: пели «брибрэбрабро», «стристрэстрастро», «шлишлэшлашло», «взгривзгрэвзгравзгро».
Встал вопрос о том, как подбирать репертуар. Безусловно, он должен нравиться и подходить певцу по психофизике. Про артистов говорят: «на сцену вслед за тобой выходит вся твоя биография». Очень важно брать для выступления не только то, что нравится, а то, что органично подходит к образу. Тут нужно думать и о внешности, и о темпераменте.
В конце мастер-класса одна из участниц, Мирослава, спела сольно под принесённую с собой «минусовку» военное танго. После её номера, который всем очень понравился и был оценен как успешный благодаря правильно подобранному к образу и к диапазону репертуару, говорили ещё о том, как правильно работать с микрофоном. Существует огромное количество моделей микрофонов, все гарнитуры разного качества и разного звука. Певцу необходимо понимать, «куда» петь «в микрофон», и как нужно его, например, приближать и удалять в зависимости от высоты нот и других особенностей исполнения. И — важно! Микрофон никогда нельзя направлять на колонки, иначе он будет «фонить».
В конце занятия у участников было много вопросов об «Олимпиаде искусств — 2020», на которую сейчас идёт регистрация, в том числе в вокальном и хоровом жанрах. Олимпиада искусств даёт победителям при поступлении дополнительные баллы, которые в некоторых случаях могут стать решающими. Кроме этого, наши гости спрашивали о том, как проходят творческие экзамены на вокальном направлении и как к ним готовиться.