22 декабря 2023 года на базе Института специального образования и психологии Московского городского университета проходил мастер — класс «Как устроено поведение». Мастер — класс проводили кандидаты педагогических наук, доценты кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Караневская Ольга Викторовна и Титова Оксана Владимировна. В профориентационном мероприятии принимали участие школьники из ГБОУ Школа № 2025.
Преподаватели университета обсудили с ребятами ряд интересных вопросов: Что такое поведение? Цели поведения. Как люди учатся поведению? Что обуславливает поведение и каковы его последствия. Отчего зависит поведение окружающих людей. Группы факторов, влияющих на поведение людей. Каковы последствия поведения? От чего зависит поощрение? От чего зависит и действует ли наказание? Как выработать полезную поведенческую привычку? Кто помогает решать поведенческие проблемы? Где этому можно научиться? Подростки с интересом включились в диалог. Они задумались над понятием «поведение», попытались его сформулировать.
Было определено, что поведение — это комплекс физиологических и психических процессов, которые направлены на удовлетворение имеющихся потребностей и проявляется в целенаправленной деятельности. Поведение всегда видимо для других людей и влияет на среду. Вместе с ребятами были обозначены цели поведения. Например, получить нужный результат, избежать неприятных действий, событий, пообщаться с другими людьми, узнать информацию, научиться чему-то новому, поделиться впечатлениями и другие. Ведущие мастер-класса предложили подросткам подумать над вопросом, у кого люди учатся поведению.
Вместе с ребятами определили, что можно понаблюдать за поведением других людей и его последствиями. Возможен вариант подражания успешным вариантам поведения, а можно через информационные источники поискать способы поведения. Естественно возник вопрос о структуре поведения, с чего оно начинается, что ему предшествует. Следующий шаг — это сам поведенческий акт, а затем выяснили, что наблюдаем последствия поведения. Последствия могут быть разными и зависят от разных факторов: от время, места, способов действий, реакции среды. Условно все факторы можно разделить на три группы: биологические, социальные и обобщенные. Ребята приводили примеры из собственной жизни, включая бытовые, семейные ситуации, не забывали и про школьные проблемы. Особый интерес вызвал вопрос о поощрении и наказании.
Как правило, поощрения повышают вероятность поведения в дальнейшем, а наказание снижает вероятность повтора поведения. Участники мастер-класса стали задумываться, а какое поощрение и в каких ситуациях для них было бы значимым. Какое наказание заставило бы их изменить свое поведение. Вместе с ребятами определили, что поощрение работает, когда задача выполнима, размер поощрения соответствует затраченным усилиям, получаешь результат тогда, когда есть потребность. Интерес вызвал вопрос о наказании. В каком случае оно действенно. Было выяснено, что когда наказание справедливое, соразмерное, следует сразу за неправильным действием, то оно может влиять на поведение человека. Дискуссия проходила в формате свободного общения. Каждый из участников мастер-класса высказывал свою позицию, свое мнение. Педагог, сопровождающий ребят, так же принял активное участие в обсуждении поведенческих проблем. Подводя итоги мастер-класса, Караневская О.В. и Титова О.В. сообщили ребятам информацию о том, что в Институте специального образования и психологии готовят специалистов, которые умеет работать с неправильным поведением, способствуют формированию стереотипов адекватного поведения у лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.