В феврале 2023 года студент РГГУ рассказал, что защитил диплом, написанный с помощью ChatGPT. Это спровоцировало дискуссию о том, как относиться к использованию нейросетей в учебе, и мнения, как всегда, разделились. Пока одни предлагали запретить студентам и школьникам работу с искусственным интеллектом, другие регламентировали этот процесс: например, МГПУ официально разрешил писать работы при помощи ИИ.
Нейросети и школьники
Бум в развитии генеративных нейросетей начался еще в прошлом году, и сегодня пользователи уже активно создают с их помощью контент — иллюстрации и тексты. У студентов и школьников популярны языковые модели, такие как ChatGPT и YandexGPT. Они позволяют создавать драфты текстов, предлагать идеи или выделять в материале важные мысли.
Несмотря на широкие возможности нейросетей, у многих их использование вызывает беспокойство. Особенно если речь заходит о школьниках: у них не до конца сформированы навыки критического мышления, поэтому им сложнее самостоятельно оценить результат работы с чат-ботом.
Что и как можно делать с помощью нейросетей
Несмотря на опасения скептиков, нейросети можно эффективно использовать как вспомогательный инструмент. Например, обратиться к ChatGPT и YandexGPT за советом, попросить дать инструкцию по изучению новой темы или проверить знания с их помощью. Другой хороший сценарий — борьба со страхом чистого листа. Нейросеть может помочь с планом для эссе, структурировать аргументы или даже предложить тему для учебного проекта.
Кроме того, ИИ — это хороший инструмент для погружения в новую тему. Если для работы с обычным поисковиком пользователь должен знать, что именно он ищет, то нейросеть отвечает на открытые вопросы. Например, можно уточнить, какие термины важны для понимания той или иной темы, и попросить объяснить основы.
Нейросети — это еще и инструмент для учителей. Например, их можно использовать для генерации новых заданий: составить контрольную не из двух вариантов, а из тридцати уникальных. Или поступить креативнее — попросить нейросеть превратить стандартную задачу про землекопов в задачу про крафтинг в Minecraft. Это та мелочь, которая помогает удерживать внимание школьников и на создание которой у педагогов обычно не хватает времени.
Как это повлияет на образование
Нейросети уже сейчас становятся массовым явлением. Вполне возможно, что через несколько лет дети будут использовать ИИ гораздо активнее, чем взрослые, которые не начали вовремя знакомиться с новой технологией. На образование это, конечно, тоже повлияет. Если домашнее задание можно выполнить с помощью нейросети за две минуты, значит, оно не очень хорошее. Сами задачи будут меняться, становиться более творческими — требовать от студентов и школьников анализа, использования разных источников, генерации гипотез и их проверки.
Некоторые школы и университеты уже начинают формировать политику насчет нейросетей.
Руслан Сулейманов, проректор МГПУ, так объясняет подход университета к работе с ИИ: не нужно запрещать новые технологии, но важно научить студентов грамотно с ними работать.
Конечно, правила использования нейросетей внутри конкретного учебного заведения и системы образования в целом постепенно будут вырабатываться. Но уже сейчас понятно, что это не просто тренд, который забудется через несколько лет. Эффективно использовать нейросети учатся все — преподаватели, школьники, студенты и даже родители.«31 августа мы опубликовали изменение в положении о ВРК (выпускных квалификационных работах) и ввели правила использования генеративных нейросетей. Мы однозначно высказались, что не против применения таких инструментов при подготовке дипломов и других заданий, но требуем соблюдения нескольких правил. Во-первых, студенты должны проверять данные, которые выдает нейросеть — иногда ее ответы не соответствуют действительности. Во-вторых, нужно ссылаться на те продукты, которые были использованы. Сейчас такая практика довольно часто встречается в среде ученых: в список соавторов вносят конкретные инструменты ИИ. Соответственно, мы тоже просим студентов это делать — и у себя в рекомендациях написали, как оформлять такие ссылки».
Источник: Теории и практики
Фото: МГПУ