Гарантирует ли одаренность в детстве успехи во взрослой жизни? По словам члена-корреспондента Российской академии образования, доктора педагогических и психологических наук, директора Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, профессора Александра Савенкова, наравне с креативностью для достижений важны эмоциональный интеллект и упорство. Как диагностировать у ребенка одаренность и почему не стоит «закрывать» талантливых детей в отдельной школе, — в интервью Савенкова «Газете.Ru»:
— Наверное, часто видите родителей, которые думают, что их дети одарены. В чем же на самом деле проявляется это качество?
Александр Савенков: Современная психология под одаренностью понимает совокупность нескольких параметров. Первый — высокий уровень развития интеллекта. При этом интеллект здесь понимается в специфическом психологическом смысле, отличном от «бытового ума». Это способность решать сложные задачи, которую можно измерить при помощи тестов IQ. Следующий параметр — высокий уровень креативности, определяемый специальными тестами. Третий, а может быть, даже и первый по значимости, — это мотивация.
Все параметры должны быть высокими, причем чем выше, тем лучше. Но если с интеллектом и креативностью все легко, то с мотивацией уже сложнее. Здесь нам надо учесть, что есть взрослые люди, а иногда и дети, которым тот или иной вид занятий приносит почти физическое удовлетворение. Такие люди, мы все их встречали, беззаветно преданы своему делу. Это и есть та мотивация, которая говорит нам об одаренности. Человек может руководствоваться разными мотивами: заработать много денег, самоутвердиться, получить награду, поступить в престижный вуз.
— Но ведь история полна примеров, когда выдающиеся люди в детстве не всегда так «прикипали» к тому виду деятельности, в котором потом реализовались. Получается, они не были одаренными?
Александр Савенков: Одаренность — это сочетание двух групп качеств: «хочу» — это мотивация, и «могу» — это интеллект и креативность. Если мы имеем только одну группу факторов, то это не считается одаренностью.
— А может ли родитель как-то самостоятельно понять, действительно ли одарен его ребенок?
Александр Савенков: Все же диагностика одаренности — это задача не родителя, и даже не педагога, а психолога. Но для родителей есть специальные диагностические инструменты. Родители, читающие книги об одаренности, написанные специально для них, могут найти эти методики. Например: «карта одаренности», «палитра интересов» и др. Также существуют диагностические методики специально для педагогов, например интеллектуальный портрет и другие.
— От чего тогда зависит успешность?
Александр Савенков: У ребенка могут быть высокие интеллект, креативность, мотивация, но нет настойчивости, упорства. В этом случае он вряд ли будет успешным.
Другими словами, если человек перешел минимальный порог интеллекта (одаренности), требуемый в определенном виде деятельности, то дальнейшие его успехи будут зависеть от того, какой у него характер, насколько развита воля, насколько он настойчив, упорен и так далее.
В конце ХХ века, когда начала развиваться психология, ученые выяснили, что для продвижения в социуме значительно важнее не столько когнитивные качества, сколько то, что назвали сначала эмоциональным, а потом социальным интеллектом. Это умение адекватно понимать эмоции человека, считывать их, точно выражать собственные эмоции, это способность к эмпатии, к социальному прогнозированию, коммуникациям, способность к сотрудничеству и сотворчеству и др.
Что происходит часто с одаренными и нормотипичными детьми? Они не понимают, что другие люди отличаются от них в умственном плане, не всегда понимают их, неверно считывают уровень IQ. Поэтому важно развивать социальный интеллект.
— Как его развить?
Александр Савенков: У этого показателя есть свои параметры. Обычно выделяется несколько блоков качеств: когнитивный (знания о людях, о правилах этикета, о специфике социальных отношений, способность к социальному прогнозированию, социальная интуиция и др.), эмоциональный (эмпатия, умение выражать и считывать эмоции, регулировать собственные эмоции и др.) и поведенческий (готовность быть лидером и ведомым, способность к сотрудничеству и сотворчеству и др.).
Эти параметры можно оценить и дальше, узнав проседающую область, подтянуть ее. Самостоятельно это сделать очень сложно, тут надо обращаться к психологу и педагогу, и в социальной среде развивать нужные качества. Это уже специфический «социальный фитнес».
Зная своих детей, выработав определенный стиль взаимодействия с ними, родители могут сами существенно помочь ребенку в развитии его социального интеллекта.
Читайте полное интервью в источнике: «Газета.Ru»
Фото: МГПУ