Многие ошибочно ограничивают русский язык заучиванием правил и схем разбора. Учителям всех предметов важно понять, что именно язык может стать инструментом освоения остальных школьных предметов. О том, как работа над словарным запасом помогает на обществознании, географии и даже математике рассказала заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ Екатерина Асонова.
Эксперт уверена, что взрослым не приходит в голову, как часто детей ставит в тупик не само задание, а слова, которых они не понимают. Незнание лексического значения слова «окрошка» может помешать ребенку решить математическую задачу с литрами кваса, а непонимание топонима может привести к ошибочному обособлению в предложении.
В процессе обучения ребенок будет естественно сталкиваться с явлениями и предметами, которых в учебных текстах по русскому никогда не видел. Этот предмет не предполагает лексико-тематических областей, откуда можно было бы черпать новые слова, как, например, при изучении иностранного языка, где всегда есть «топики»: город, еда, одежда и так далее.«Расширение кругозора — задача, которую словесники не могут решить в одиночку, поскольку она касается других дисциплин и всего школьного преподавания в целом, — объясняет Екатерина Асонова.
О том, как работа над анализом текста и формулированием мысли помогает на обществознании и географии читайте по ссылке.Поэтому я предлагаю перевернуть задачу: не русский язык должен давать ребенку слова, которые он будет использовать на других уроках, а другие уроки должны помогать ему обогащать язык. Второклассница узнала новое слово из математической задачи — так это же здорово! Математика расширила ее лексический запас, потому что на уроке русского — ну вот так случилось — ни слова окрошка, ни, например, таких слов из физики, как рычаг, подвес, не попадается.
Фото: Freepik