Однако существуют и другие способы предотвращения агрессии. Например, влиять на ситуацию может цветовой дизайн. Какие цвета предпочтительней? Я не могу дать таких общих рекомендаций, например, красьте стены в белый, и все будет хорошо. Тут нужно индивидуально работать с каждым конкретным проектом.
Другой важный параметр: разноуровневое качественное не слишком яркое освещение правильной «температуры». Оно должно быть не слишком холодным и не слишком теплым.
Ключевым элементом влияния является создание эмоционального контакта обучающихся и педагогов с помещением. Проще говоря, людям важно каким-то образом оставить в пространстве свое «я». Особенно, подросткам, которым в принципе свойственно «столбить» пространство.
Именно по этой причине они, скажем, всегда рисовали на партах и вырезали на них «здесь был я». Я не предлагаю делать так! Но я за то, чтобы дать ребенку легитимные и полулегитимные возможности делать это в пространстве школы. Скажем, организовывая школьные выставки или создавая различные поверхности — меловые, маркерные — для самовыражения.
Зоны социального взаимодействия
Я против того, что учителя запрещают детям сидеть или лежать на полу. Когда ребенок это свободно делает в то время, когда есть сидячие места, это в большей степени положительно характеризует школу. Ведь такое поведение детей означает, что они не брезгуют этим пространством, ощущают его, как свое, как теплое и чистое…
Соответственно, чтобы снизить уровень агрессии подростков, нужно создавать для них зоны, пространства, где они могут вести себя, как им нравится: поваляться, занять какую-то неформальную позу, посмотреть в телефон во время большой перемены, и их за это не будут ругать. Нужны места, где они смогут неформально общаться, и их не будут корить за использование подросткового сленга.
Мы такие пространства называем «зоны социального взаимодействия для подростков», — они тоже работают на снижение чувства озлобленности и агрессии в пространстве.
Территориальный вопрос
Еще пару слов скажу о территориальности. У каждого пространства есть свое назначение: например, в столовую нельзя ходить в верхней одежде и с рюкзаком, в туалете лучше не есть, а в кабинет директора нельзя врываться без стука. То есть мы, взрослые, понимаем: существуют определенные негласные правила поведения. Однако до детей эти правила нужно доносить. И делать это четко и понятно, с уважением к личности ребенка.
Для этого в каждой школе должна существовать нормальная навигация. Кроме того, методами дизайна (как объявления, надписи, инфографика, так и различные цветовые решения) пространство должно быть зонировано. Лучше всего, на мой взгляд, для этого подходит именно инфографика, которая может в неоскорбительной и не в назидательной манере пояснить ученикам правила поведения.
Места и правила
Я часто вижу в школах надпись «В столовую вход с рюкзаками запрещен». При том, что деть их некуда, дети сваливают их горой… Я хочу этим проиллюстрировать вот что: если у нас есть правило, которого надо придерживаться, надо создать условия, чтобы его соблюдали. Например, поставить стеллаж, чтобы рюкзаки можно было складывать. Или сделать крючки, на которые их можно вешать.
Или еще: сейчас во многих школах одни лестницы — для подъема, а другие — для спуска. Объявления об этом, бывает, находятся между лестничными пролетами. То есть, чтобы понять, куда идти, нужно сначала подняться на пролет, а потом увидеть объявление, что, оказывается по этой лестнице можно двигаться только вниз.
Но сообщения о правилах поведения в том или ином пространстве должны находиться в месте принятия решений! Ведь, если этого не происходит, дети правила нарушают, педагоги их за это ругают, и — снова возникает агрессия.
Ну, и, конечно, приветливый охранник на входе тоже снижает уровень агрессии. А, чтоб он был приветливым, ему нужно что? Удобное рабочее место, хороший стул, хорошая просматриваемость, нормальное оборудование и прямая видимость турникетов. Когда человеку удобно выполнять свою работу, он и чувствует себя лучше, и общается приветливее.
Трансформация и прозрачность
Сейчас весь образовательный процесс движется, с одной стороны, в направлении индивидуализации, а, с другой, к совместной работе. И школьное пространство должно отвечать на оба эти два запроса, быть трансформируемым и гибким. Оно должно давать возможность ребенку и учителю работать и индивидуально, и самостоятельно, и в группах разной численности.
Второй важный момент — прозрачность. Она — не только про безопасность среды, но и про эффект присутствия. Ребенок сидит, выполняет свое задание и через прозрачную стену или окна между классами видит, что в соседнем помещении люди тоже работают. Кроме того, прозрачность — еще и про мультизадачность, про то, что в современном мире мы должны уметь много всего делать одновременно, не отвлекаясь на посторонние стимулы.
Проекты и «хотелки»
Соучаствующее проектирование — это когда и к исследованию, и к созданию проекта среды подключены представители всех заинтересованных в нем групп. Скажем, если мы говорим про образовательный дизайн, то это и дети, и педагоги, и администрация, и обслуживающий персонал. Все люди, которые присутствуют в школе, имеют право принимать участие в процессе ее проектирования.
При этом не надо думать, что, если педагог сказал: «Ставьте мне тут стол, а стены покрасьте в зеленый», мы тотчас так все и сделали. Моя задача, как и задача любого архитектора, дизайнера, который работает над проектом образовательного учреждения — почувствовать, увидеть и свести к общему знаменателю «хотелки» всех участников образовательного процесса.
Примеры из московской практики
Например, когда создавались интерьеры школы «Летово», команда педагогов, которые будут в ней работать, с самого начала — с котлована — плотно общалась с командой архитекторов, а затем дизайнеров. Они совместно обсуждали и создавали элементы пространства, которые в зарубежном проекте не были учтены, и корректировали его…
Чаще всего процесс проектирования в городской школе начинается с того, что наша команда приезжает в школу по запросу. Администрация говорит: «Давайте переделаем рекреации и столовую. У нас есть бюджет, текущий ремонт. Но мы хотим, чтобы и детям нравилось».
Мы приехали. Собрали подростков. Нарисовали идеальные проекты. Сделали оценку пространства школы при помощи разных методик. А после сделали проект, в котором отразили конкретные элементы оформления из разных детских и подростковых работ. Например, был случай, когда один молодой человек нарисовал на проекте рекреации столы, чтобы за ними можно было сидеть компанией в пять-девять человек. Он сказал, что они нужны для репетиций театрального кружка. В том же классе девушка нарисовала подоконники, на которых можно сидеть, смотреть в окно, а третья девушка нарисовала горы на стенах.
В итоге, проект этой рекреации получился с контурными стилизованными изображениями гор, с рабочим подоконником и специальными столами. Но столы я сделала трансформируемыми, а не такими, какими их молодой человек нарисовал. Чтобы, если нужно, их можно было разобрать на более маленькие и использовать в другом процессе — театральный кружок ведь не каждый день репетирует. Проект очень понравился и был реализован.
Читать материал в источнике