15−16 ноября 2023 года в Алматы прошла двухдневная масштабная конференция EdCrunch X. За два дня конференцию посетили более 3000 участников из 25 стран. К мероприятию присоединилось более 120 ключевых представителей сферы образования: Том Хобсон, Кристоф Фенывеси, Серик Ирсалиев, Камила Роллан, Жансеит Туймебаев, Дуглас Линч, Асси Гол, Виктория Фельдман, Мухитден Улыкбек, Надежда Галкина и многие другие. Участие в EdCrunch приняли также сотрудники Лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Конференция стала своего рода комьюнити для педагогов, учителей и преподавателей — всех их объединила возможность обменяться опытом и получить новые знания.
Первым спикером мероприятия стал министр науки и высшего образования Республики Казахстан Саясат Нурбек. В своем выступлении он подробно остановился на изменениях, которые происходят в высшем образовании, мерах, принимаемых для обеспечения качественного равного образования для каждого казахстанца. В этих целях проводится работа по активизации научной работы и преобразованию казахстанских университетов в центры сохранения социально-гуманитарного знания и культуры. На мероприятии также присутствовала Нусупова Асем Бековна, заместитель акима города Алматы. Она поделилась некоторыми планами на будущее в рамках доступного образования.
В выступлениях и панельных сессиях обсудили технологии, системы, методы и необходимые ресурсы для развития качественного образования, обеспечения равного доступа нему и использования искусственного интеллекта в образовательном процессе. Программа EdCrunch была организована вокруг основных треков развития человека, это:
- раннее детство;
- школьное образование;
- высшее образование;
- корпоративное обучение;
- EdTech.
Ниже представлены некоторые выводы и мысли спикеров конференции EdCrunch X, а также подробнее рассказали о выступлении экспертов МГПУ.
Трек «Раннее детство»Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка, провела баттл «Планы родителя на развитие ребенка в TUNA-мире: реальность или утопия». Анна Николаевна напомнила слушателям, что еще в прошлом году тот самый неопределенный мир, в котором мы живем, «помещался» в аббревиатуру VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity). Сейчас практически те же угрозы современного мира определяются новой аббревиатурой — TUNA (turbulent, uncertain, novel, ambiguous). «На вопрос, кто знает, что такое TUNA, в зале поднялись две руки. По сути, эти аббревиатуры — про одно: меняющийся, непредсказуемый мир», — поделилась Анна Якшина. Что дает внутреннюю устойчивость? Как превратить неопределенность из угрозы в ресурс? Каким должен быть взрослый сейчас?
«На секции мы совмещали перспективы исследователя, родителя и частного образования. И хотя жанр был заявлен баттл, но хватит же нам баттлов? Поэтому мы не боролись друг с другом, а объединились за детей. Тем более вся современная наука (как и бизнес, кстати) за совместность и внимание к процессу. Коллаборация вместо конфронтации», — рассказала Анна Якшина.
Также Анна Николаевна вместе с коллегами — Ириной Воробьёвой и Татьяной Ле-ван — провела интерактивную сессию «Архитекторы будущего. Как достать сказочный сундук или подрастают ли будущие изобретатели в наших детских садиках?». Анна Николаевна поделилась результатами исследования лаборатории об условиях для развития игры в детских садах, подчеркнула сильные стороны и отметила дефициты игровой среды. Спикер также отметила, что в игре ребенок учится придавать смысл вещам, и чтобы его воображение развивалось, ему должно хватать пространства для придумывания. Среда должна быть открыта к замыслу ребенка, готова превращаться, а не навязывать готовые способы действия и образцы. Анна Николаевна подчеркнула особую роль взрослого как партнера и посредника, который по-настоящему ценит детскую игру и получает удовольствие от совместной игры.
Интересной для всех оказалась дискуссия «Педагоги 2.0: переподготовка и профессиональное развитие в эпоху цифровой трансформации в дошкольном секторе», проведенная ведущим научным сотрудником лаборатории развития ребенка Татьяной Ле-ван. Вместе с Дерте Мюльхаймз, основателем онлайн-академии Kibequa для руководителей немецких детских садов, и Томом Хобсоном, автором блога Teacher Tom’s World, международным тренером педагогов, Татьяна Николаевна обсудила опыт цифрового обучения. Спикеры также вместе поразмышляли о том, как сделать цифровое обучение для педагогов вовлекающим. Подробнее о ходе панельной дискуссии Татьяна Ле-ван рассказала на личной странице ВКонтакте.
Ирина Воробьёва, ведущий научный сотрудник лаборатории, стала модератором панельной дискуссии «Поколение Альфа и Бета-мечтателей: как они взаимодействуют с миром и как нам гармонично взаимодействовать с ними». Участники дискуссии обсудили особенности коммуникации с представителями поколений Альфа и Бета. Они поговорили о том, как педагогам выстраивать с ними эффективное взаимодействие, какую роль в жизни современных детей и подростков играют технологии, какие подходы и методики помогают в работе с подрастающим поколением.
Трек «Школьное образование»Инновационные подходы к обучению и использование новейших технологий были основными темами этого трека. Участники обсуждали применение искусственного интеллекта, виртуальной реальности, блокчейна и других инструментов для повышения качества образования. Также обсудили успешные практики и проекты, которые уже применяются в разных учебных заведениях: новые методики обучения, предметные курсы, а также системы оценки, стимулирующие развитие обучающихся.
Участники конференции анализировали плюсы и минусы использования различных электронных платформ и программ для обучения, а также делились своими практическими навыками в этой области.
«ИИ не сможет изменить мир, это могут сделать только учителя с его помощью», — утверждает Бен Фурман, психотерапевт из Финляндии, основатель Хельсинкского института краткосрочной терапии и автор более 30 книг по психологии.
«Обучение с ИИ — как обучение с лучшим другом или врагом. Надо задавать правильные вопросы и не доверять всему, что слышишь», — такими мыслями поделилась Ышыл Бой Эргюль из Турции, основатель ETZ Technology & TeacherX.
Примечательно, что на одной площадке с учеными, министрами и педагогами выступили также дети, школьники и студенты, которые поделились своими предложениями со взрослыми. И это оказалось особенно ценным, ведь именно дети являются конечными потребителями услуг в образовании. Например, юный талантливый актер и 15-ти летний ученик Мирас Максимов выдвинул следующее предложение: «Я думаю, было бы классно, если бы количество учебных дней сократилось с пяти на четыре. Пятый день можно было бы посвятить творчеству или спортивным играм, чтобы дети могли развиваться разносторонне и помогать своей школе достигать успехов».
Трек «Высшее образование»«В Minerva мы еще 10 лет назад сделали систему, которая учитывает все преимущества ИИ. Надеемся, что университеты всего мира смогут сделать то же», — сообщает Бен Нельсон — основатель, председатель и генеральный директор Minerva Project, почетный ректор Minerva University (США).
В своем выступлении на тему «Будущее университетов или как оправдать растущие ожидания» Сюзанн Элис Уолш, президент Беннет-колледжа (США), предложила внедрять на собеседованиях видеоигры. Она считает, что оценивать навыки кандидата следует через видеоигры, ведь в них раскрывается много особенностей характера кандидата: способность работа в команде, собранность, ответственность. Представитель колледжа утверждает, что подход в решении задач через игру покажет, как кандидат будет решать задачи на работе.
Трек «Корпоративное обучение»Обучение сегодня пронизывает все уровни организации. Задачи T&D (training & development) уже далеко выходят за рамки только передачи знаний или навыков. Обучение — это часть экосистем, часть бизнес-стратегии и возможность для коллабораций и партнерств. Вместе с тем, конечно, одна из ключевых задач — это развитие сотрудников компании. Поэтому много говорили про технологии и инструменты и, вместе с тем, концепции и подходы.
Пол Мэтью из Великобритании, архитектор образовательной платформы People Alchemy, эксперт в области корпоративного обучения, поделился следующими мыслями:
«Бренд — это то, что вы не можете потерять, партнерство — это как брак, если партнеры не взаимодействуют, то ничего не получится. Большой пожар начинается с маленького костра, так и в T&D-партнерстве важно, что другая сторона думает о вас. Поэтому нужно говорить с собственниками бизнеса на одном языке».
Трек EdTech
На треке обсуждали искусственный интеллект, который, по мнению спикеров, следует рассматривать как помощника — он вовсе не опасен. «Научившись пользоваться этим инструментом, вы сможете использовать его в решении рутинных задач», — заключили спикеры на одной из панельной сессии.
Основной вывод программного директора и со-организаторов об EdCrunch XНурлан Киясов, программный директор EdCrunch: «Качество образования развивает не оборудование, не здание, не оснащение, не строительство новых школ или университетов, а все-таки человек. Педагог имеет наибольшее влияние. Поэтому главная ценность того, что мы видим сейчас, это то, что у EdCrunch появилось свое сообщество учителей. Это лучшие учителя, педагоги-инноваторы, которые не пропускают нашу конференцию, познают все самое новое и делятся дальше со своими коллегами. Я думаю, это самое главное достижение нашей конференции, которое позволяет выявлять инновации по всему миру, привозить и дальше распространять их среди профессионального сообщества».
Эрик Аубакиров, СЕО EA Group Holding: «Мероприятие приятно поразило масштабом и разнообразием. Приятно видеть, что Казахстан становится центром притяжения специалистов в области образования не только для сопредельных стран, но и для ЮВА, Америки и Европы. Для нас это первый опыт участия, и я доволен программой и возможностями для нетворкинга».
Данияр Токтарбаев, директор Фонда устойчивого развития образования: «За 10 лет конференция стала ключевой площадкой в Центральной Азии и ближнем зарубежье по вопросам образования. В этом году основная тема конференции посвящена предоставлению равного и качественного доступа для каждого, что безусловно, совпадает с миссией Фонда устойчивого развития образования. Сегодня более сотни представителей сельских школ находятся на EdCrunch, и еще тысячи сельских учителей получили онлайн-доступ к конференции. Именно здесь они могут получить новые идеи для улучшения образования в своих школах».
Фото: МГПУ