Top.Mail.Ru

Как преподавать историю России и мира так, чтобы «пазл» сложился?

Объединить историю Россию и Всемирную историю в рамках школьного курса непросто: дети путаются в хронологии и часто не могут понять, что общего между Шекспиром и Иваном Грозным. Эксперты МГПУ и учителя истории рассказали порталу «Педсовет» о приемах, которые помогут «пазлу» сложиться в головах учеников.

Проводить параллели

Чтобы истории средневековой Франции и Новгородской республики не казались школьникам абсолютно не связанными между собой — и при этом в равной степени сказочными — желательно давать небольшое упражнение на исторические параллели. Например, на уроке про Ивана Грозного попросить предположить, какой великий поэт творил в его время в Англии. Или, говоря о Троице Андрея Рублева, спросить, какую знаменитую личность примерно в то же время сожгли во Франции за ересь?

Лариса Маслова, учитель истории в школе № 2065 (Москва), советует ввести такие сравнения в привычку:

«Я сразу учу детей сравнивать. Например, 1265 год — это дата образования Парламента в Великобритании. А что в это время было в России? Александр Невский уже скончался, это был период Монгольского нашествия; на Руси происходили страшные события, но уже появилась новая династия московских князей, во главе которой встал сын Александра Невского. Изучая периоды в истории, мы запоминаем современников выдающихся деятелей. Это помогает в создании единой картины мира».

Учитель истории школы № 2120 (Москва) Николай Сосна советует давать ученикам задания на совпадения, где нужно объединить между собой:

  • портреты исторических личностей: найти тех, кто действовал в одном веке/одном десятилетии;
  • портреты великих ученых из разных стран: найти тех, кто работал в одной области науки;
  • изображения памятников архитектуры: найти сооружения, построенные в одном и том же веке.

Кроме того, можно попросить детей расставить события из российской и мировой истории в нужной последовательности. Например, что было раньше: изобретение телефона, открытие периодической системы Менделеева или патент на динамит? Вариант — поиграть с учениками в настольную игру «Таймлайн», где тоже нужно раскладывать карточки с событиями мировой истории в правильном порядке.

Еще один способ «запараллелить» мировую и отечественную историю — написать «Исторический кроссворд», который придумали в Московском городском педагогическом университете. В нем встречаются, например, такие вопросы: «В 1812 году Францию возглавлял Наполеон I, а кто в это время правил в России?». «Исторический кроссворд» состоится 22 октября и будет проходить по всей стране. Чтобы принять участие, нужно зарегистрироваться.

«Знакомить» между собой исторических личностей

Личные истории всегда интереснее сухих фактов, уверен Егор Бондаренко, учитель истории школы № 2065 (Москва):

«Англия эпохи Тюдоров и Россия периода опричнины — это совершенно разные реалии, казалось бы, между ними нет ничего общего. Но стоит рассказать детям, что Иван Грозный состоял в переписке с Елизаветой Тюдор и предлагал ей выйти за него замуж, — и вот уже выходит, что эти люди не просто жили в одно время, но и были знакомы и едва не поженились!»

Спросите школьников, понравился бы им на месте королевы Елизаветы такой жених?

Этот прием можно использовать и для других персонажей. Например, отец Грозного, великий князь Василий, был современником Христофора Колумба. Представьте, что он подумал, когда услышал об открытии новых земель на западе?

А наставник Ивана IV митрополит Макарий наверняка что-то слышал про Мартина Лютера: как думаете, обрадовала его Реформация на Западе или наоборот обеспокоила?

Использовать интеллект-карты

Увидеть параллели в историческом процессе хорошо помогает визуализация. Скучные конспекты полезно заменить интеллект-картами: они помогают выделить и запомнить самое главное — термины, даты, ассоциации, логические цепочки.

Интеллект-карты — это схемы, похожие на дерево: ученики могут нарисовать на листе А4 центральный объект, например, круг, от него провести центральные ветви с опорными понятиями/событиями, а на них нанизывать маленькие «ветки» с ассоциациями, побочными причинами, уточненными понятиями. Главное — не перегружать карту текстом.

Пример — интеллект-карта по теме «Монгольская империя» От центрального круга «Монгольская империя» образуются ветви «Чингисхан» (мелкие ветки — «собрал огромное войско», «хотел покорить мир», «1206 — стал великим Ханом»), «население» (мелкие ветки — «охота», «скотоводство» и др. характеристики), «захватнические походы» (мелкие ветки — «1211−1215 — Захват Китая» и др) и «причины военных успехов» (мелкие ветки — «конница», «живой щит из пленников»).

Две интеллект-карты о событиях в разных странах, положенные рядом, помогут ученику быстро ухватить главное, сопоставить даты и сделать вывод о сходстве, различии или взаимном влиянии исторических событий.

Дать «примерить» историю на себя

Для того чтобы помочь детям ощутить «реальность» истории, очень полезно делать небольшие проекты о судьбе их собственной семьи.

Татьяна Апостолова, кандидат исторических наук, доцент МГПУ, один из авторов «Исторического кроссворда»

«Многие семьи собирают и хранят сведения и своих предках, генеалогические древа, знают об участии членов семьи в исторических событиях: всё это помогает понять, что историю и ценности формируют обычные люди. И не только отечественную, но и мировую. Возможно, чья-то бабушка застала Бархатную революцию в Венгрии, а чьи-то родственники стали свидетелями визита Фиделя Кастро в Москву».

Обращаться к художественным образам

Кладезь исторических ассоциаций в помощь педагогу-историку — фильмы, сериалы и художественная литература. Важно ответственно подойти к рекомендациям: например, недавно вышедший американский сериал «Бриджертоны» едва ли расскажет правдивую историю Англии эпохи Регентства, а вот докудрама «Романовы» вполне подойдет для пополнения исторических знаний.

Например, по истории 16-го века можно параллельно посмотреть сериал «Грозный» и фильм «Две королевы»; по 18-му веку — сериал «Екатерина» и сериал «Удивительное путешествие Мэри Брайант»; узнать об истории двух великих европейских династий — по сериалам «Романовы» и «Аристократия Габсбургов».

«Фильмы и книги помогают создать в воображении ребенка образ эпохи — наряды, посуда, помещения. Заинтересовавшие его детали помогают как бы создать ячейку в памяти, куда потом можно положить что-то еще: те же даты и события. Но важно не перегружать этим уроки», — говорит Татьяна Апостолова.

Читать материал в источнике

В материале используется изображение от rosssneddon на Unsplash


Персоны



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»