Top.Mail.Ru

Как помочь ребенку адаптироваться в саду, если он не отходит от воспитательницы?

Детский сад в первые месяцы — стресс для ребенка. Если повезет с воспитателем, то адаптация пройдет плюс-минус нормально. А если нет? Эксперты МГПУ Елена Курганова и Татьяна Савенкова рассказали порталу «МЕЛ», почему дети боятся сада и как должны вести себя воспитатели, чтобы ребенку было легче адаптироваться.

Вопрос. Ребенок пошел в детский сад, очень боится других детей, поэтому примкнул к воспитательнице и не отходит от нее. Если она уходит, у сына начинается истерика, воспитатель отправляет его в угол и говорит: «Вернешься, когда успокоишься». Без нее он пугается еще больше и плачет еще сильнее, получается замкнутый круг. Как оценить этот метод воспитателя? Сын ходит в сад на 3 часа в течение 2 месяцев, и для него это пытка.

Елена Курганова, кандидат психологических наук, доцент департамента психологии МГПУ: Такое поведение характерно для детей с ненадежной привязанностью, которая выражается в сомнении ребенка в собственной важности и в любви со стороны родителя. В данном случае мы имеем дело с ненадежным тревожно-протестующим типом привязанности: ребенок борется за внимание воспитателя (который становится для него оплотом эмоциональной стабильности в отсутствие родителей) любыми доступными для него активными способами.

Для воспитателей дети с данным типом привязанности создают высокий уровень напряжения в группе, так как требуют повышенного внимания, их крайне трудно занять и отвлечь. Поэтому со стороны специалистов детского сада требуется организация психолого-педагогического сопровождения — чтобы облегчить адаптацию ребенка к новым обстоятельствам. Причем в процессе работы обязательно должны принимать активное участие родители.

Татьяна Савенкова, кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики МГПУ: В период адаптации детей к детскому саду, который может затянуться на несколько месяцев, плачут практически все: это связано с тем, что ребенок боится новых мест, плюс это стресс из-за длительного расставания с родителями. Для ребенка это в принципе новый опыт социального взаимодействия.

Когда родители отдают сына или дочь в детсад, они, как правило, настраивают ребенка на то, что ему там будет хорошо, что там много новых игрушек и детей, с которыми можно дружить, что там есть воспитательница, которая будет о нем заботиться и помогать ему. А в данной ситуации получается, что ребенку и так тяжело коммуницировать со сверстниками (каждый ребенок и не должен быть общительным), так еще и воспитатель не помогает успокоиться. Это, безусловно, большой стресс для ребенка: он привык проводить время рядом с родителями, а ему приходится стоять в углу.

Ставить ребенка в угол — неподходящий метод. Воспитательнице можно подсказать другой педагогический прием: присесть на корточки, чтобы оказаться на уровне глаз ребенка, и попросить его не плакать, обнять, объяснить, что у нее сейчас есть дела и что он может помочь, взять одногруппника за руку и пойти вместе с ним. Если ситуация меняться не будет, для родителей лучший вариант — забрать ребенка из сада. Если сделать это не представляется возможным, стоит поднять вопрос о переходе в другую группу. Кроме того, можно сходить с ребенком к детскому психологу, который поможет смягчить процесс адаптации к новому коллективу.

Читать материал в источнике

В материале используется изображение от matiinu на Unsplash


Персоны



Не только турники и клумбы: какими должны быть школьные дворы


05 ноября 2024 г.


Ученые МГПУ разработали методику реконструкции школьного двора с привлечением детей, родителей и учителей, а также рассказали о зарубежном опыте обустройства школьных дворов

Преподаватели и студенты ИИЯ на конференции в Институте философии РАН


05 ноября 2024 г.


Заведующая кафедрой японского языка Владлена Федянина и студенты востоковеды приняли участие в работе конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»