Top.Mail.Ru

Как писать сочинение?

1 декабря в Институте гуманитарных наук и управления пройдёт тренинг доцента Елены Юрьевны Полтавец, посвящённый технологиям написания сочинения и трудным вопросам русской словесности. Регистрация на данное мероприятие осуществляется по ссылке.

На тренинге Елена Юрьевна поможет участникам найти ответ на вопрос «Как писать сочинение?».
А накануне она ответила на наши вопросы.

Как Вы считаете, за словами «сочинять» и «писать сочинение» скрывается схожий смысл?

Конечно! Сочинение нужно именно сочинить, т. е. подойти к работе творчески, а не компилировать что попало. Избегайте штампов и упрощения, ведь недаром сказано, что стиль — это человек!

А еще сочинение — это упорядочение (ведь «чин» - это «порядок»). Значит, оно должно быть таким же стройным, подтянутым, гармоничным и изящным, как и тот, кто его пишет… И, конечно, порядочность исключает, скажем так, некорректные заимствования: попытки выдать чужое за свое.

Портрет Л.Н. Толстого. Художник Н.Н. Ге.

Чем поможет умение писать сочинения на экзаменах, и чем оно полезно в жизни в целом?

Лев Толстой в своей школе главное внимание уделял сочинениям учеников, говоря, что человек, не научившийся в школе самостоятельности, и в жизни будет лишь подражать, копировать. А ведь быть всю жизнь «на вторых ролях» обидно.

Между прочим, несколько человек из крестьянских ребят, которых учил Толстой, стали впоследствии неплохими писателями. Вот это методика!

Математика, конечно, «ум в порядок приводит». Эти бессмертные слова начертаны в каждом школьном кабинете математики. Но к ним надо бы всегда добавлять слова Альберта Эйнштейна: «Достоевский дал мне больше, чем Гаусс». Так что экзамен-сочинение — бриллиант в короне школьных экзаменов, это экзамен на МЫСЛИТЕЛЯ, а не только на эрудита или вычислителя, как все другие экзамены…

Можете поделиться каким-нибудь веселым курьезом, из тех сочинений по литературе, которые Вам довелось читать?

«Для веселия планета наша мало оборудована», как сказал поэт. Конечно, учитель-словесник помирает со смеху, когда читает такое: «Обломов любил Ольгу, но как-то по-русски. Лежа, вяло и недолго». Или: «Поэма Гомера написана очень древним размером, который называется гектозавр». Можно вспомнить великолепную оговорку в названии пьесы А.Н. Островского: «БеспрОданница». Но, отсмеявшись, словесник приходит в отчаяние. Тут впору ему зарыдать и вспомнить другого классика: «Горьким смехом моим посмеюся…»

Иногда студенты первого курса тоже не дают соскучиться, правда, уже не на экзамене, а на контрольной работе по введению в литературоведение: «заботы о хоре в античном театре брал на себя хорёк» (вместо «хорег»); «эта система стихосложения называется сила-ботаника» (силлабо-тоника); «стилистическая фигура под названием туфталогия» (тавтология).

А вообще-то можно привести курьезы не только из сочинений, но и из жизни великих сочинителей.

Лев Толстой, конечно, помогал своим детям писать сочинения, когда они учились в гимназии. И однажды учитель младшего сына писателя, сообразив, что за сокровище в виде домашнего сочинения гимназиста (обычно не слишком прилежного) попало ему в руки, поставил пятерку, но наотрез отказался возвращать ученику драгоценную работу.

А вот Салтыкову-Щедрину везло гораздо меньше. Он писал сочинения для своей дочки Лизы и всегда получал тройку с минусом, а Лизина подружка, которая писала самостоятельно, всегда получала пятерку… Великий писатель глубоко огорчался и жаловался друзьям литераторам на несправедливость учителя, которого называл «свирепым». О темах сочинений Салтыков-Щедрин рассказывал, критикуя гимназическую методику, следующее. Однажды были заданы сочинения о Петербурге, одна из тем — «Аничков мост». Гимназистки толпой явились осматривать все уголки моста, чем ужасно переполошили стоявших у моста городовых.

Поэтому еще один совет современным школьникам: постарайтесь выбирать наиболее разумную тему сочинения!

Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина. Художник И.Н. Крамской.

Благодарим Елену Юрьевну и приглашаем на её тренинг!

Очная регистрация начинается в 11:30 в нашем корпусе по адресу Москва, метро «ВДНХ», 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4.

Организатор на площадке — Куприн Дмитрий Олегович, тел.: 8 (916)406−34−86; e-mail: kuprin@mgpu.ru



Экоуроки для московских школьников


13 июня 2019 г.


В рамках проекта, организованного депутатом Мосгордумы Антоном Молевым и командой #GECCON, студенты института гуманитарных наук провели уроки экограмотности более, чем в 70 классах московских школ

Церемония вручения наград «Бирюзовый фонтан»


07 июня 2019 г.


В институте гуманитарных наук прошла ежегодная церемония «Бирюзовый фонтан». Студенты получили награды за активную деятельность в течение всего года.