Top.Mail.Ru

Как изменения в культуре детства отражаются в детской литературе?

22−24 июня 2021 года состоялся Конгресс Международной ассоциации гуманитариев. Конгресс был посвящен гуманитарным и смежным социальным наукам как интеллектуальным практикам, фундаментально интегрированным в культуру.

22 июня в рамках Конгресса на секции «Трансформации в детской литературе как отражение изменений в культуре детства» выступили сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Екатерина Асонова и Ксения Киктева.

Дискуссионная панель была посвящена обсуждению влияния актуальной проблематики современной культуры детства на литературный процесс и на детское книгоиздание. Участники дискуссии обратились к явлениям, которые видоизменяют практики детского чтения в семье, в образовательных учреждениях, а также практики самостоятельного чтения для удовольствия.

Предметом обсуждения в рамках панели стали:

  • табу в детской литературе и образовании;
  • институт детской терапии и его влияние на детское и семейное чтение;
  • литература для молодых взрослых как платформа для межпоколенческого диалога;
  • модернизация детской литературной классики как следствие развития медийной субкультуры детства.

В своем докладе «Как современная детская литература преобразует культуру педагогических отношений» Екатерина Асонова рассказала об опыте преподавания курса детской литературы в педагогическом колледже. По ее словам, этот опыт позволяет судить о том, какие траектории формирования культуры взаимодействия педагога с ребенком существуют в среде молодых. После представленного описания складывающихся у молодых людей моделей культурных практик взаимодействия с детьми посредством детской литературы участники секции обсудили основные особенности конкретного проявления этих моделей, в частности, в творческих работах студентов по завершению курса. Обсуждалось также то, как на этот процесс могут повлиять различные педагогические приемы, используемые при работе со студентами колледжа.

В докладе Ксении Киктевой «Литература young adult как поле для диалога молодежи и взрослых» речь шла о возможностях для представителей разных поколений достигать взаимопонимания, опираясь на прочитанные книги категории young adult, адресованные и интересные представителям разных поколений. Был рассмотрен сам феномен литературы young adult и затем на примере антиутопий освещены некоторые темы, на основе которых может быть выстроен диалог между поколениями. Этими темами стали тема испытаний и экзаменов и тема принятия/непринятия собственной внешности. Затем Ксения Сергеевна предложила варианты построения подобного диалога через неформальные обсуждения прочитанного и через встраивание текстов произведений в изучение различных школьных предметов: иностранного языка, истории, литературы. После выступления участники секции обсудили возможности сохранения интереса к произведениям в случае их включения в число «обязательных» для изучения, а также образовательный потенциал фильмов и мультфильмов, создаваемых на основе книг.

Ознакомиться с программой Конгресса можно по ссылке.



Преподаватели и студенты ИИЯ на конференции в Институте философии РАН


05 ноября 2024 г.


Заведующая кафедрой японского языка Владлена Федянина и студенты востоковеды приняли участие в работе конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»

Доцент МГПУ организовал для школьников исследовательский чекап-проект


03 ноября 2024 г.


В ходе проектной работы школьники разберут особенности функционирования органов кровеносной системы, научатся работать с научным оборудованием и представлять результаты своих исследований

Главные новости