Top.Mail.Ru

Как искусственный интеллект изменит систему образования в России и мире

Не так давно в России получил огласку случай написания дипломной работы нейросетью ChatGPT. По данным телеграм-канала Baza, студент столичного РГГУ потратил на всю работу менее суток: текст создал искусственный интеллект, а сам Александр внес незначительные правки. Уникальность в итоге составила 92%. При защите диплом оценили на тройку, случай спровоцировал широкое обсуждение возможностей нейросети для не вполне честного выполнения заданий в школах и вузах.

Тем временем в Англии одна элитная частная школа на фоне популярности нейросетей перевернуть всю систему обучения: юные британцы будут писать все текстовые работы исключительно в учебном классе, под присмотром педагога.

Профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования МГПУ Людмила Осипенко и другие эксперты в области образования рассказали журналу «Вокруг света», так ли опасны умные нейросети для существующей в России системы образования и как может измениться процесс обучения, если такие инциденты, как в РГГУ, станут нормой.

Текст на тройку и много хайпа

«Это очередной виток в противостоянии „пули и брони“: история шпаргалок и борьбы с ними длится не один десяток лет, — говорит директор по производству и учебно-методической части Домашней школы „ИнтернетУрок“ Юрий Гребенюк. — Когда-то казалось, что технические изобретения типа наушников (затем — беспроводных наушников) окончательно решат вопрос в пользу студентов».

«История с написанием диплома больше напоминает хайп по теме. Текст там получился, судя по описанию, весьма посредственный. Да и оценка поставлена „три“», — Юрий Гребенюк, директор по производству и учебно-методической части Домашней школы «ИнтернетУрок»

«Что мешает студентам и сейчас пользоваться услугами разных фирм, которые пишут за них дипломы? Собственно, какая разница, написала этот текст нейросеть или другой студент/преподаватель/репетитор за деньги?» — рассуждает эксперт.

«Другое дело, что появление такого относительно дешевого способа написания подобных работ может наконец-то убить рынок „прилипал“ вокруг высшего и среднего образования („решаем контрольные за деньги“, „пишем дипломы, курсовые“ и так далее). Ну или сильно его трансформировать», — предполагает Юрий Гребенюк.

Как бороться с нейросетями?

«Наверняка будут изобретены какие-то технические способы. Старая поговорка гласит: „Если опытный преподаватель не захочет, чтобы у него на экзамене списали, то никто не спишет“. Можно ставить „глушилки“ в аудиториях, рассаживать студентов, отбирать у них все техсредства. Но это, скорее всего, тупиковый путь. Очевидно, что нужно придумывать такие задания, чтобы нейросеть не могла подготовить на них адекватный ответ. Речь идет о творческих заданиях, которые бы отражали понимание студентом предмета, сути вопросов и так далее», — отметил Юрий Гребенюк.

«Кроме того, опытный преподаватель всегда двумя-тремя вопросами легко определит, понимает ли студент то, что он написал, или нет», — добавил эксперт.

По мнению Юрия Гребенюка, ситуация с нейросетями — еще один сигнал для системы образования, который говорит о необходимости, с одной стороны, не игнорировать развитие техники и максимально использовать появившиеся возможности, а с другой, уходить от рутинных и однообразных типовых задач к творческим, ориентированным на понимание и глубокое погружение в предмет.

В цене ум, навыки и творчество

«Идея написания диплома чужими руками и головой не нова, — говорит профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования МГПУ Людмила Осипенко. — В свое время были базы рефератов, благодаря которым можно было попытаться сдать ту же работу другому преподавателю или в другом вузе».

«Платные услуги написания курсовых, дипломов и даже диссертаций существуют и поныне. Процесс обучения они кардинально не поменяли — в цене по-прежнему остается собственный ум, навыки и творчество», — уверена Людмила Осипенко.

Не изменят положение вещей и тексты от ИИ — к творчеству они не способны и нового знания не несут.

«Зато навык работы с нейросетями выпускник получил, и это положительный момент. ИИ в нашу жизнь будет проникать все больше и умение работать с ним будет конкурентным фактором на рынке труда. Malum nullum est sine aliquo bono*».
* Нет худа без добра (лат.)

Клин клином

«Нейросеть — это многослойная математическая система, созданная для решения задач машинного обучения, которая может имитировать работу мозга человека, так как создана по принципам функционирования сетей нервных клеток биологического организма», — приводит определение проректор НОУ «Академия инжиниринга нефтяных и газовых месторождений», кандидат экономических наук Наталия Матющенко.

Поскольку любая математическая модель, в том числе нейронная сеть, создается с применением алгоритмов для программирования ее свойств и функций, то заданные коды можно обнаружить с помощью других аналогичных инструментов.

Например, компания OpenAI, запустившая знаменитый чат-бот ChatGPT, одновременно выпустила программу AI Text Classifier для распознавания сгенерированного нейросетью текста. Более того, сам чат-бот ChatGPT может проверить свой текст и «честно» ответить, что он является машинописным продуктом.

Аналогичные программы по выявлению «нечеловеческого» авторства текста разрабатывают научные и IT-компании. Они доступны на мобильных платформах и в десктопных версиях. В России о начале разработки дополнительно блока для проверки текстов на машинное генерирование уже заявила компания «Антиплагиат».

«Поэтому в ближайшее время российским педагогам будет несложно проверять работы обучающихся одновременно на незаконное использование мыслей других людей и результатов деятельности искусственного интеллекта. В связи с этим в российских учебных организациях не следует вводить блокировку нейросервисов, как это делают в некоторых странах», — считает Наталия Матющенко.

Но взаимодействие школьников и студентов с современными достижениями науки и техники развивает их способности, формирует новые компетенции и в будущем повышает конкурентоспособность страны.

Наталия Матющенко, проректор НОУ «Академия инжиниринга нефтяных и газовых месторождений»

«Наоборот, преподавателями надо в первую очередь повысить свою квалификацию по данному направлению и обучать учеников грамотному использованию искусственного интеллекта для улучшения качества образования», — заключила Наталия Матющенко.

Как отличить текст нейросети от написанного человеком?

Заместитель руководителя Департамента иностранных языков по научной работе Финансового университета при Правительстве РФ Нина Козловцева перечислила признаки текста, созданного машиной.

Безупречная орфография и пунктуация

Как ни парадоксально, но опечатки, неверно расставленные запятые и излишнее количество пробелов свидетельствуют именно об авторстве человека, это нейросеть имитировать пока что не научилась.

Предсказуемость

Как правило, текст нейросети отличается большей клишированностью выражений, она выбирает наиболее частотные слова, человек в этом смысле значительно менее предсказуем. Наверное словоупотребление и ошибки в лексической сочетаемости слов — также признак авторства человека.

Отсутствие эмоций

Нейросеть, как правило, излагает факты и пока что неспособна на отражение тонких эмоциональных оттенков, использование сленга в неуместной для этого ситуации.

Если попросить ее написать сочинение на тему «Как я провел лето», с высокой вероятностью можно получить такой результат: «В летние месяцы я отдыхал на природе, занимался различными видами спорта и посещал выставки», — считает Нина Козловцева, заместитель руководителя Департамента иностранных языков по научной работе Финансового университета при Правительстве РФ

С точки зрения грамматики все верно, но выбор слов совершенно нехарактерен для живого человека, особенно для школьника.

Нет контекста и глубины

В тексте нейросети, как правило, не будет достаточно логичных связей между частями текста. Также нейросеть пока что неспособна погружаться вглубь объекта изучения, она будет приводить общеизвестные данные, хотя данные алгоритмы постоянно совершенствуются.

«Так не говорят»

С генерацией русского текста в силу специфики русской грамматики у нейросети также возникают определенные проблемы. Так, преподаватели русского языка как иностранного, например, всегда могут отличить переведенный с помощью переводчика текст от написанного студентом. Ключевой показатель — «так не говорят». Нейросеть будет выбирать подходящее по смыслу слово, не учитывая его стилистическую окраску и употребляемость в современном русском языке.

«К примеру, получив от иностранного студента текст с фразой „Летом я бегала по полю в летних кальсонах“ или „Мы плавали в круиз на большом судне“ (примеры из реальных переводных текстов иностранцев) я, как преподаватель, сразу понимаю, что студент сам никогда бы не использовал такие слова, и речь идет об онлайн-переводчике», — объясняет Нина Козловцева.

Читать материал в источнике

Фото: Legion Media


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»