Top.Mail.Ru

Как искусственный интеллект изменит школу в ближайшем будущем

Одной из ключевых тенденций в современном образовании является адаптивное обучение, основанное на индивидуальных образовательных траекториях. ИИ играет здесь решающую роль, позволяя создавать уникальные учебные планы, которые настраиваются на специфические потребности и способности каждого ученика. Это подходит к понятию идеального урока, где данные, собранные в процессе обучения, помогают учителям и программам адаптироваться и улучшаться. К примеру, сегодня учителя тратят массу сил и времени на рутинные операции вроде проверки тетрадей, составления отчетов, заполнения электронных журналов и прочей «бумажной волокиты». Актуальна и проблема индивидуализации контроля знаний при большой наполняемости классов. В итоге у педагога не хватает ресурса на работу с отстающими детьми, на развитие их мотивации и творческих способностей.

Многие эксперты сходятся на мысли, что главная роль ИИ в обозримом будущем — это автоматизация рутинных задач, помощь в масштабировании персонифицированного образования. То есть функция именно ассистента педагога, а не полноценной замены.

Важным аспектом внедрения ИИ в образование стала его способность анализировать не только явно выраженные запросы и ответы, но и множество невысказанных данных, таких как эмоциональное состояние учеников, стиль их обучения и многое другое. Такой анализ обеспечивает более глубокое понимание учебного процесса и способствует созданию более эффективных образовательных стратегий.

Существует целый ряд важнейших педагогических функций, которые и в среднесрочной перспективе нереально доверить технологиям ИИ:

  1. Во-первых, это оценка знаний и компетенций учащихся. Как недавно продемонстрировал эксперимент с эссе, сгенерированным по теме и получившим высший балл, системы ИИ в принципе не способны объективно оценить глубину понимания материала, сформированность аргументации и критического мышления.
  2. Во-вторых, это воспитательная функция — формирование социальных норм поведения и системы ценностей. Хотя отдельные ИИ и демонстрируют удивительно правдоподобное общение, они не обладают собственными предпочтениями и моделями мира, значит, передать их другим тоже не могут. Эту миссию пока что не может взять на себя ни один алгоритм.
  3. Наконец, живая коммуникация, способность к сочувствию, тонкое понимание эмоциональных состояний и внутренних мотивов ученика — всё это неотъемлемо от работы настоящего школьного учителя и недоступно для машин даже в отдаленной перспективе, считают многие специалисты.

Внедрение ИИ в образование несет в себе определенные вызовы. Один из них — этические и безопасные аспекты использования ИИ. Вопросы конфиденциальности данных, возможность появления ошибок или предвзятости алгоритмов ИИ требуют тщательного рассмотрения и регулирования. Кроме того, существует опасность, что учащиеся могут стать слишком зависимыми от технологий, что потенциально может уменьшить их способность к критическому мышлению и самостоятельному решению проблем.

Несмотря на эти проблемы, потенциал ИИ в образовании огромен. Он может помочь преодолеть ряд проблем современной образовательной системы, включая персонализацию обучения, улучшение вовлеченности и мотивации учащихся, а также облегчение работы учителей за счет автоматизации рутинных задач.

По мнению эксперта Института содержания, методов и технологий образования МГПУ Алексея Юшкова, лучшие педагоги всегда ищут способы использовать цифровые технологии для улучшения обучения:

Если современные ресурсы помогают донести сложные концепции до учащихся, то это отличное достижение. У нас есть уникальная возможность превратить образование в более интерактивный и захватывающий процесс. Важно создавать условия, которые втягивают и провоцируют студентов на активное участие в учебном процессе. Использование цифровых средств может здесь сыграть ключевую роль, делая обучение более привлекательным и эффективным. Цифровые технологии могут помочь создать уникальный образовательный продукт. Если мы смогли бы более активно их использовать, то это значительно повысило бы качество образования. Это позволяет нам более глубоко заниматься сложными вопросами и проблематикой, вовлекая учащихся в процесс обучения на новом уровне.

Именно поэтому сценарий полномасштабного перехода к «безлюдным» школам, когда учитель заменяется виртуальным классным руководителем в форме голограммы, выглядит крайне маловероятным. Даже самая совершенная нейросеть не способна к адаптивности и эмпатии живого человека. А значит, какие бы «умные» машины ни появлялись в наших школах, за педагогом-профессионалом останется ключевая роль в воспитании новых поколений.

Источник: Techinsider

Фото: МГПУ



Прими участие в конференции о тенденциях развития образования


24 декабря 2024 г.


До 25 января открыт прием заявок на Международную научно-практическую конференцию «Тенденции развития образования: образовательная политика и качество образования», организованную при партнерстве МГПУ

Новогодняя вечеринка КЛТМС


24 декабря 2024 г.


Участники платформы развития для студентов и студорганизаций подвели итоги года, приняли участие в тематическом квизе, разыграли фирменный мерч КЛТМС