Top.Mail.Ru

Как и чем заниматься с ребёнком в августе

Разговоры о том, что три месяца летних каникул — слишком большая роскошь для детей, ведутся давно. И дело не в том, что кому-то не нравится, когда дети отдыхают. Просто из-за летнего ничегонеделания они не только забывают пройденное в школе, но и становятся уязвимее. Доцент МГПУ, кандидат педагогических наук, педагог-психолог Юлия Челышева раскрывает изданию МЕЛ это тему подробнее

Зачем отдыхать три месяца

«Зачем человеку каникулы, задумывался кто-нибудь?» — слова песни из известного советского фильма про Петрова и Васечкина. В России они действительно очень долгие — целых три летних месяца. Такая роскошь немногим детям позволена. Но дело в том, что изначально такие каникулы были необходимы скорее взрослым.

В СССР предполагалось, что ребенок, загруженный учебой большую часть года, в летние месяцы будет помогать как семье — заниматься физическим трудом, сидеть с младшими братьями и сестрами, — так и обществу.

В советских школах было такое понятие, как «пятая трудовая четверть»

Как правило, дети помогали по хозяйству, при чем не только дома: они еще проходили практику и летнюю «отработку» на пришкольных участках. И, конечно, ездили в пионерские лагеря или ходили в детские лагеря при школах. В лагерях было много кружков и секций. И там ребенок не просто занимался творчеством или спортом, а преследовал цель — подготовиться к отчетному концерту или выставке.

С точки зрения психологии смена деятельности действительно хорошо влияет на мозг ученика и его способность усваивать новую информацию увеличивается. Поэтому отвлекаться и переключаться необходимо. Отдых после девяти учебных месяцев ребенку однозначно нужен. Три месяца каникул не зря прописаны в СанПиН — документе, над которым работали физиологи и психологи. Вопрос лишь в том, каким содержанием будут наполнены каникулярные дни.

Свобода или жизнь

Часто бывает, что 1 июня родители со вздохом облегчения убирают в дальний ящик школьную форму, портфель и книги, а 31 августа с трудом вспоминают, в каком классе учится ребенок.

Три летних месяца он предоставлен сам себе. По данным ведущего научного сотрудника Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Полины Кузнецовой, в России наблюдается значительная летняя сезонность смертности детей и подростков: в возрасте 5−9 лет смертность в летние месяцы превышает этот показатель в среднем за год на 21%, 10−14 лет — на 32%, 15−19 лет — на 19%. То есть в июне — августе число травматических и криминальных ситуаций с участием несовершеннолетних резко увеличивается. Причем ситуация не уникальная: подростки чаще попадают в криминальные происшествия в период летних каникул повсеместно, в том числе, например, в Великобритании.

Почему так получается? Дети пытаются сами себя организовывать: личность развивается в движении, а если движения нет, его надо создать. Из-за небольшого социального опыта и отсутствия присущих взрослым естественных механизмов самоограничения школьники чаще оказываются в ситуациях, опасных для них и порой даже для окружающих.

Выход — занять ребенка учебой или контролируемым досугом. Ничего лучше для безопасности детей в их свободное время пока не придумали.

Чем заняться в августе

По данным МГПУ, если дети отдыхают два, а не три месяца, их остаточные знания составляют 40−50%. То есть в начале учебного года на адаптацию уйдет не более недели-полторы. Мозг — это мышца, которая нуждается в тренировке. Если мы долго не занимаемся спортом, то потом сложно сразу показать хороший результат. Через три месяца ничегонеделания можно заметить, что почерк стал хуже, сложнее производить в уме простые вычисления, даты и имена не всплывают «по щелчку».

Поэтому, чтобы ребенку и учителю было легче в начале учебного года входить в ритм, совсем отказываться от занятий летом не стоит. Сложность в том, чтобы вводить учебу без нажима и наставлений. Словом, задача родителей — организовать полезный и интересный досуг.

  1. Счет. Психологи отмечают особенность современных детей — у них сложно воспитывается критическое мышление и структурно-логическая деятельность. Именно на них и стоит делать упор во время выполнения летних заданий. Занимаясь математикой, не стоит углубляться в доказательство сложных теорем. Достаточно периодически решать легкие задачи на счет — это позволит мозгу взбодриться, но не перенапрячься, и не вызовет негатива у ребенка.
  2. Чтение. Что касается чтения, лучше выбирать книги, которые нравятся школьнику, а не заставлять его штудировать заданный на лето список литературы. Для развития мозга полезно чтение вслух. Во-первых, оно формирует межполушарные связи. Во-вторых, закрепляется семейная связь: дети ценят, когда мама или папа проявляют интерес к их увлечениям. Даже если взрослому кажется, что этот комикс или книжка не достойны внимания, стоит проявить уважение и терпение, чтобы у ребенка была возможность показать, чем он интересуется. К примеру, рассказывая ребенку историю, остановиться на самом интересном, вместе пофантазировать, додумать, что могло бы произойти дальше. Нарисовать вместе рисунок, собрать пазл или давно отложенную модель корабля, посмотреть научно-популярное кино, сходить в музей — подойдет любая активность. Она в любом случае для мозга полезнее когнитивной «тишины».
  3. Письмо. Однозначно не стоит заставлять сына или дочь выписывать строчки в прописи — они занимались этим последние 9 месяцев, и ничего, кроме негатива, подобные задания не вызовут. Лучше рассказать об увлекательном мире каллиграфии или о том, как по почерку можно определить характер человека. Словом, увлечь деятельностью, связанной одновременно с получением новых навыков и эмоций, на которую на протяжении учебного года у ребят не было времени.

Задавая — проверяй!

Отдельная боль родителей, особенно в начальных классах, — задания, выданные на лето учителем. Прежде чем уйти на каникулы со списком примеров, сочинений и прочих обязанностей, стоит поинтересоваться у педагога, какова цель их выполнения. Возможно, таким образом учитель хочет сократить в сентябре время на то, чтобы вспомнить пройденное в прошлом году. Или сразу перейти к изучению нового. Зная, для чего ребенку нужно корпеть над тетрадками в свое законное свободное время, родителю легче будет подобрать мотивацию для него.

Учителям же, если они хотят, чтобы их задание было выполнено не из-под палки, придется поработать над формой — сделать его более творческим. Например, не просто прочитать три текста, а составить сравнительную характеристику героев произведений, найти различия и общие черты. Так у ребенка сохранится поисковая активность, ему будет интересно, а значит, больше шансов, что работа будет выполнена качественно, а ученик получит от ее выполнения радость и пользу.

Но самое главное для учителя — еще и проверить задание в начале учебного года. К сожалению, многие забывают об этом. Ребенок старался, тратил время, силы, решал, читал, писал, а его не спросили. Обратная связь важна, благодаря ей в следующие каникулы ученик отнесся к выполнению заданий так же ответственно. Выиграют все: дети, родители и, конечно, педагоги.


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»