Вопрос: Сын несколько вечеров в неделю, пока я на работе, вынужденно проводит у бабушки. Мультики, вседозволенность. И теперь, когда я забираю его сама из сада, он начинает капризничать и требует отвести его к бабушке, говорит, что дома ему скучно. Как можно исправить ситуацию?
Доцент Института педагогики и психологии образования МГПУ Ольга Цаплина:
В первую очередь, в этой ситуации нужно постараться договориться с бабушкой о тех правилах, разрешениях и запретах, которые установлены у вас дома. Объяснить, что это не ваш каприз, а необходимость для самого ребенка, его развития и психологического здоровья. Постарайтесь объяснить вашу позицию спокойно, без ультиматумов и простым языком. Следующим этапом будет получение согласия от бабушки о соблюдении одинаковых с вашим воспитанием правил.
Если же взаимопонимания не будет, то для начала можно ограничить посещение бабушки. После чего оцените ситуацию: пойдет ли бабушка на компромиссы с вами? Если да, то все хорошо, если нет, то у вас два варианта:
прекратить частые посещения бабушки, оградить сына от «вседозволенности», снять стресс между разницей требований взрослых;
понять, что детство — это короткая пора и влияние бабушки несет не только отрицательное, но и огромное позитивное влияние. Бабушки искренне, без всяких условий любят своих внуков, и лишать своего сына такой любви — это крайняя мера.
Кандидат психологических наук, доцент Института педагогики и психологии образования МГПУ Владимир Поставнев:
Такая ситуация достаточно типична, но в то же время сложна для определения причин и действий по ее исправлению. Точно можно сказать, что нежелание ребенка возвращаться домой из детского сада и демонстрация протестного поведения указывает на более глубокие причины, чем «мультики и вседозволенность» у бабушки.
Следует посмотреть на время, которое проводит ее сын дома до сна, «его глазами». Получает ли он от матери достаточное количество позитивного внимания и положительных эмоций? Для эмоционального благополучия ребенка принципиально важно после возвращения из детского сада найти время для доверительного, эмоционально теплого общения. Зачастую дети после возвращения из детского сада стремятся уединиться в окружении своих игрушек и привычной обстановки. Такую возможность ребенку тоже нужно предоставить, обеспечив при этом эффект психологического присутствия близких взрослых.