Татьяна Ле-ван, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, дала интервью Центру образовательных инноваций «ШАГ». Оно касалось качества дошкольного образования: в чем оно заключается и как его измерить? Как узнать, что конкретные условия действительно связаны с важными параметрами детского развития? Есть ли инструмент, способный дать комплексную оценку качества образования в дошкольных образовательных учреждениях? Для чего нужны шкалы ECERS и как с ними работать? Эксперт подробно ответила на эти и другие вопросы.
«Качество образования нельзя считать устоявшимся понятием, — утверждает эксперт, — скорее, это общественный договор о том, что мы принимаем за качество образования. Специфика дошкольного образования заключается в том, что детские результаты не могут выступать показателем качества и, соответственно, быть основой для принятия административных решений. Это связано с тем, что влияние детского сада на достижения ребенка „конкурирует“ с влиянием семьи. При этом семья, как важный ресурс взросления ребенка, может как способствовать развитию, так и тормозить его».
Результаты международных лонгитюдных исследований показывают наличие позитивных эффектов от качественного дошкольного образования не только на протяжении школьной жизни ребенка, но и до зрелого возраста. «Лонгитюдные исследования (американское под руководством Джеймса Хекмана и британское во главе с Кэти Сильва) показывают, что качество образовательного процесса в дошкольной группе играет роль в развитии ребенка, но становится особенно значимым, если семья входит в группу риска, и у ребенка по каким-то причинам недостаточно возможностей для развития. Если семья хорошо справляется с воспитательной и образовательной функциями, то значимость образовательной среды для дошкольников несколько снижается, но не пропадает вовсе», — рассказывает Татьяна Ле-ван.
Если дошкольное образование столь важно, то как оценить его качество? Традиционные структурные компоненты (возраст и стаж педагогов, материальное оснащение, программы, по которым работает ДОУ и пр.) слишком формальны и не дают объективного представления о возможности, которые получает ребенок. Иной подход заключается в оценке параметров образовательной среды — социальной ситуации развития ребенка. Многочисленные исследования показывают, что лучше на ребенка влияет образовательная среда, построенная по принципу его активности в выборе содержания образования, участия в принятии решений, а также развивающее взаимодействие взрослых с детьми, стимулирующее мыслительный процесс, наличие продуктов детской деятельности в пространстве, где дети находятся значительную часть дня (художественная деятельность, навигация, правила).
Какими же инструментами оценить условия образовательного процесса в детском саду? Так, 2014 году, в России появились шкалы ECERS, которые давали возможность комплексно оценить качество дошкольного образования. Сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ занималась их апробацией. Этот инструмент позволяет педагогам по-новому взглянуть на свою работу, полагает Татьяна Ле-ван. «Самое важное, на мой взгляд, — это осмысленность, когда педагоги работают в проектном формате и превращают проблемы, с которыми сталкиваются, в задачи. Проектный подход позволяет педагогам включаться в процесс, работать с интересом и как можно дольше не выгорать», — говорит эксперт.
Полный текст интервью читайте на сайте центра по ссылке.