Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги.
О. Ф. Берггольц
22 ноября 1941 года вечером на лёд выехали первые 60 грузовиков отдельного автомобильного батальона. Тогда начала работать «Дорога жизни» через Ладожское озеро, которую не смогли остановить ни напряжённая боевая обстановка, ни сложные погодные условия. До февраля 1943 года она являлась единственной транспортной магистралью, которая связывала блокадный Ленинград со страной. За время работы ледовой автомобильной трассы было доставлено свыше 300 тысяч тонн грузов, эвакуировано более 500 тысяч человек.
С первых дней блокады возникли трудности с продовольственным обеспечением и эвакуацией населения. 12 сентября 1941 года по Ладожскому озеру к ещё не оборудованному берегу доставили первые 800 тонн зерна и муки, а также 60 тонн боеприпасов для осаждённого города. Это были первые рейсы с грузами, которые выполнил транспорт Ладожской военной флотилии. Воздушный мост между Большой землёй и осаждённым Ленинградом лишь в незначительной степени удовлетворял потребности города в продовольствии и других необходимых товарах. Ладожское озеро стало единственной возможностью для доставки грузов в Ленинград в больших объёмах и для эвакуации жителей.
«Дорога жизни» сыграла важную роль в судьбе осаждённого города. Благодаря ней удалось спасти тысячи жизней. Этот маршрут стал символом мужества и стойкости людей, которые работали несмотря ни на что.
Зачем А. Гитлер хотел захватить Ленинград? Какая была норма хлеба в блокадном городе? Когда советское командование предприняло первые попытки снятия блокады Ленинграда? Как спасали жителей осаждённого города? Почему Ладогу называли «Дорогой жизни»? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к началу работы «Дороги жизни» на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны.
«Мы предчувствовали полыханье этого трагического дня…»
Сразу после начала вторжения Германии в СССР гитлеровским командованием было принято решение стереть Ленинград с лица земли. До войны город являлся крупнейшим центром советской промышленности и средоточием культурных ценностей, а в политическом смысле считался «колыбелью революции». Эти факторы определили значение захвата немцами северной столицы. Для осуществления данного плана противник не жалел ни сил, ни вооружения. Материал «Блокада Ленинграда» позволит выявить представления немецкого командования о будущей судьбе Ленинграда.
Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград, соединившись с войсками вермахта у Финского залива и восточнее Ладожского озера. Когда группа армий «Север» вышла к Пскову, наступление на Карельском перешейке начали финские дивизии. Положение Ленинграда стало критическим. Противнику не удалось взять город с ходу, однако северная столица оказалась отрезанной от Большой земли. О том, что стало причиной остановки немецких войск, вы узнаете из видеофрагмента «Блокада Ленинграда». Началась блокада. С этого периода снабжение города могло осуществляться только по воздуху или Ладожскому озеру. Немецкая армия вошла практически в пригороды Ленинграда и могла рассматривать в бинокли Исаакиевский собор. Одноимённое видео расскажет о судьбе Исаакиевского собора в годы Великой Отечественной войны.
1 июля 1941 года в городе была создана Комиссия по обороне, но к моменту окружения северной столицы эвакуация населения проводилась недостаточными темпами. Около 2,5 миллионов горожан оказались в блокаде. Из видеоматериала «Разговоры о важном. Образование и наука в блокадном Ленинграде» учащиеся узнают, как учились и готовились к урокам дети, оставшиеся в Ленинграде в данный период. Ежедневно враг обстреливал город из артиллерийских орудий, подвергал бомбардировкам авиацией, в результате чего сгорели продовольственные склады.
«Сто двадцать пять блокадных грамм / С огнём и кровью пополам…»
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Соратником врага стал голод. До войны город продовольствием снабжали другие регионы СССР. В начале сентября 1941 года нормы выдачи хлеба понизили, с середины месяца норма стала ещё меньше. Самая низкая норма выдачи хлеба по карточкам была введена 20 ноября 1941 года. Рабочие стали получать 250 граммов хлеба в день, а служащие, иждивенцы и дети — 125. Интерактив «Блокада Ленинграда (по повести Т. Цинберг „Седьмая симфония“)» поможет воссоздать образ блокадного города.
Люди умирали на работе, дома, падали на улицах и больше не поднимались. По послевоенным подсчётам, в период блокады в Ленинграде погибло от 800 тысяч до более миллиона человек, прежде всего от голода и холода. Но город жил и боролся. Настоящим символом, голосом блокадного города была О. Ф. Берггольц. Приложение «Стихи о блокаде Ленинграда» позволит восстановить текст стихотворения поэта. На оставшихся предприятиях трудились ленинградцы. Мужчины, женщины и подростки ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Тест «Блокада Ленинграда» проверит, знают ли учащиеся, что называли «биением сердца города».
В начале 1942 года нормы выдачи хлеба населению стали постепенно увеличиваться, но многие люди продолжали умирать от последствий голода, особенно от дистрофии. В декабре 1941 года умерло 53 тысячи человек, в январе 1942 года — более 100 тысяч человек. Видео «Блокада Ленинграда» расскажет о подвиге жителей города в этот страшный период.
Попытки прорыва блокады были предприняты в сентябре и октябре 1941 года, в январе 1942 года в период общего наступления Красной Армии, в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. Последняя операция обескровила фашистские силы, специально переброшенные под Ленинград с целью взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную контрбатарейную борьбу с тяжёлой артиллерией противника, что способствовало снижению эффективности обстрелов города.
Начиная с зимы 1941—1942 годов в северной столице были организованы специальные стационары и столовые, в которых кормили людей.
«…Как сквозь пургу мороз и гром орудий / Идут машины с хлебом в Ленинград…»
Единственной надеждой на спасение для жителей города стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, а зимой по льду. Интерактивное задание «Ладожское озеро» проверит, знакомы ли младшие школьники с характеристикой озера. В конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, и руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах, обратно эвакуировалось голодающее население. 22 ноября на трассу вышли 60 машин, которые направили в осаждённый город 33 тонны хлеба. По «Дороге жизни» было доставлено 1,6 миллионов тонн грузов, эвакуировано 1,3 миллиона жителей до весны 1943 года. Ледовая трасса находилась всего в 12—15 км от немецких позиций, поэтому угроза авианалёта или обстрела существовала постоянно. Снаряды и бомбы оставляли полыньи, которые сразу затягивались льдом, снег их маскировал, и часто обнаружить их было невозможно. Проваливались машины, их старались вытаскивать, но это не всегда получалось. Спасали груз, муку везли на ленинградские пивоваренные заводы, где её высушивали и затем использовали для выпечки хлеба. Из видео «Дорога жизни» вы узнаете об открытиях советских учёных, связанных с Ладожским озером. В январе 1942 года по «Дороге жизни» эвакуировали население в пассажирских автобусах, которых было свыше сотни.
Блокада Ленинграда продолжалась долгие 872 дня. Она была полностью снята 27 января 1944 года в ходе Ленинградско‑Новгородской операции. Видеофрагмент «Операция „Искра“» подробно расскажет о стратегической наступательной операции по прорыву блокады города. В честь данного события впервые за всю войну прозвучал салют не в Москве, а в самом Ленинграде.
«Нам от тебя теперь не оторваться.
Одною небывалою борьбой,
Одной неповторимою судьбой
Мы все отмечены. Мы — ленинградцы".
О. Ф. Берггольц