Top.Mail.Ru

К Международному дню театра

Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?

В. Г. Белинский

Международный день театра кукол празднуется 21 марта, а 27 марта Всемирный день театра отметят артисты, сценаристы, режиссёры, постановщики, художники, осветители, костюмеры, гримёры — все, кто имеет отношение к театральной жизни и считает этот праздник важным и значимым. Он был учреждён по инициативе Международного института театра в 1961 году, празднования прошли уже через год. Официальный девиз праздника — «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Всемирный день театра — это не только праздник, призванный почтить всех служителей храма красоты, искусства и творчества, но и день мира, доброты и международного театрального единства.

Ежегодно в России проводится акция «Ночь театра». Участникам мероприятия предлагается посетить премьерные спектакли, лекции и экскурсии в мир театрального закулисья, показы документальных фильмов, посвящённых художественным руководителям и режиссёрам или архивным постановкам.

Как зародился театр? Каким образом развивалось театральное искусство в России? Чем особенны XIX—XX вв.ека для отечественного театра? Как в театре кукол отразилась народная культура? Почему Петрушка стал любимым персонажем для зрителей? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к Международному дню театра.

«Что же такое театр? О, это истинный храм искусства!»

Люди познакомились с театром в 2500 году до нашей эры. В Египте была показана первая театральная постановка, посвящённая жизни бога Осириса. В 497 году до нашей эры, согласно письменным источникам, в Греции прошёл праздник в честь бога Диониса. Видеоурок «В афинском театре» познакомит с особенностями этого празднества. Для проведения театрального представления, в котором участвовали поэты, певцы и музыканты, построили деревянные подмостки. Вскоре их заменили круглыми аренами, окружёнными многоярусными зрительскими местами. Видеофрагмент «В театре Диониса» рас­ска­жет о внутреннем устрой­стве древнегреческого театра. Именно Греция считается родоначальницей современного театра. Здесь произошло разделение постановок на комедию и трагедию, а также сформировались основы театрального искусства. В 55 году до нашей эры в Риме был построен первый каменный театр, на подмостках которого выступали актёры, декламировавшие стихи и исполняющие небольшие пьесы — «перепевы» древнегреческих легенд и мифов.

Театральные действа издавна любили на Руси. Сначала они были связаны с языческими обрядами и религиозными праздниками, однако уже в рукописях XI века можно встретить первые упоминания о скоморохах, веселивших народ на ярмарках и базарах. Театр, или балаган, в России появился во времена Петра I, в нём ставили небольшие пьесы на разные сюжеты. Из видео «Театр при Петре I» вы узнаете, что вдохновило императора на возрождение театрального искусства. В 1795 году в Москве открылся театр графа Н. П. Шереметьева, сыгравший важную роль в формировании русской театральной школы. В конце XVIII века в Москве насчитывалось около 15 частных театров с оркестрами, оперными ансамблями и даже балетными труппами, где артистами были крепостные.

В XIX веке театральная жизнь в России изменилась, и в 1806 году открылся Императорский театр. Театры стали содержаться на государственном попечении. В XIX—XX вв.еках отечественное театральное искусство расцвело и подарило миру множество прекрасных драматургов, актёров и музыкантов. Всемирно известным стал режиссёр и преподаватель театрального искусства К. С. Станиславский. Видеофрагмент «Разговоры о важном. Константин Станиславский» расскажет о том, как зародилась любовь к искусству у будущего реформатора. На сцене русских театров впервые были сыграны знаменитые пьесы А. Н. Островского, А. П. Чехова и других драматургов и писателей.

Театр кукол

История кукольного театра довольно древняя, его истоки относятся к языческим обрядам и играм с «оживлёнными» богами. Первые постановки показывали в V веке до нашей эры в Греции, сохранилось даже имя «дёргателя ниточек» — Патейн. Сценарий урока «Театр кукол» продемонстрирует изображения древних кукол. Учёный Герон изобрел механический кукольный театр, сооружение состояло из 4 колонн с балочным перекрытием в верхней части. Куклы двигались за счёт шнуров и механизмов, которые были скрыты от зрителей. Театральное представление посвящалось богу Дионису, его фигура являлась главным персонажем. Другие куклы танцевали рядом под музыку. Теневой театр стал продолжением древних верований о душах умерших, которые возвращаются или остаются среди нас в виде теней. Видео «Фиксики — как устроить театр теней?» расскажет, что необходимо для создания такого театра в домашних условиях.

Театр кукол — часть народной культуры, и в каждой стране существует свой любимый герой. Сценарий урока «Художник в театре. Театр кукол» расскажет о фаворитах среди кукол в других странах. Знаменитого персонажа русского театра, Петрушку, легко узнать по красной рубахе и остроконечному колпаку с кисточкой. Первые документальные упоминания о нём датируются 1609 годом. Излюбленными сюжетами являлись лечение Петрушки, обучение солдатской службе, покупка лошади. Интерактивное задание «Знаменитые герои кукольного театра» позволит сопоставить изображения героев кукольного театра и их названия, а с помощью приложения «Мастерская кукольника, технология» можно соотнести картинки с русскими игрушками и их наименованиями. Вскоре появились перчаточные куклы или верховые, возникавшие поверх ширмы, марионетки, которыми управляли с помощью палочек и ниток. Из видеофрагмента «Перчаточные и пальчиковые куклы» младшие школьники узнают, как выглядят куклы-персонажи из разных сказок. Активно начали использовать тростевые куклы. Сценарий урока «Кукольный театр» расскажет об особенностях мимирующих кукол. Позднее появились представления с ростовыми куклами. Предлагаем обратиться к сценариям уроков «Кукольный театр. Пальчиковые куклы» и «Театральные куклы. Марионетки», которые позволят создать собственные куклы.

Профессиональный кукольный театр, Государственный Академический Центральный театр кукол имени С. В. Образцова, открыли в России в 1931 году. Его возглавил Сергей Образцов, много лет проработавший именно в этой сфере. Видео «Театральные куклы» познакомит с закулисьем подмосток. Спустя 6 лет при театре открылся Музей театральных кукол, коллекция которого является одной из лучших в мире. Из видеоматериал «Часы театра Образцова» учащиеся узнают, как Образцовский театр сам выходит навстречу к своим зрителям.

Театральные профессии

Театр — это магическое место, где сливаются искусство, эмоции и талант. С помощью одноимённого приложения можно определить виды театров по картинкам. На сцене происходит волшебство, а за кулисами работают настоящие профессионалы, без которых театр не мог бы существовать. Видеофрагмент «Оркестр в театре» расскажет о ва­жном персонаже, без чьего учас­тия не обхо­дит­ся опе­ра, ба­лет или мю­зик­л.

Актёр воплощает на сцене различные образы, передаёт эмоции зрителям и заставляет их верить в происходящее. Режиссёр создаёт общую концепцию спектакля, руководит актёрами, выбирает декорации и световые эффекты. Один из главных соавторов режиссёра в процессе создания спектакля —художник-постановщик, именно его творчество вызывает в сознании зрителя образы места и времени действия. Сценарий урока «Художник в театре» позволит понять, как происходит процесс создания макета будущего спектакля. А кого скрывает закулисье? В крошечной будочке в центре сцены прячется человек, который знает реплики каждого актёра во всех постановках. Профессия суфлёра удивительно редкая. Сегодня они работают в 3 театрах: Московский художественный театр имени А. П. Чехова, Малый театр, Большой театр. Из видео «Его величество суфлёр» младшие школьники узнают, когда и при каких обстоятельствах возникла эта профессия.

Технические работники — осветители, механики сцены, изготовители декораций, художники по свету, реквизиторы. Осветители и художники по свету выполняют творческую работу. Художник создаёт цветовую партитуру. Он должен знать, когда и какой свет необходимо направить на артиста, какие оттенки лучше выбрать, когда освещение мигающее, когда яркое, а когда гаснет совсем. Осветитель занимается световыми эффектами. Он не разрабатывает эскиз и панораму света, его задача — следить за тем, чтобы софиты, лампы и другая аппаратура запускалась своевременно и работала. Приложение «Музыкально-театральные профессии» позволит вспомнить названия и деятельность других театральных специалистов.

Чтобы подготовить актёров к выходу на сцену, используется работа многих людей: бутафор или реквизитор, словно фокусники, создают видимость достоверности, когда нужно, например, подбирают оружие и другие аксессуары, чтобы заменить реальные предметы незаметно для зрителя; гримёр, создающий образ героя; художник по костюмам. Видеоматериал «Художник в театре. Знакомство с театром пантомимы» продемонстрирует грим мимов, а фрагмент «Костюм театрального героя» по­мо­жет со­здать кос­тюм персонажа.

Театр — не только искусство, но и настоящий коллективный труд. Лишь благодаря слаженной работе всех профессионалов он может радовать зрителей и оставаться вечным источником вдохновения.

«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь»

К. С. Станиславский

Изображение: drawpics.ru



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»