Top.Mail.Ru

К Международному дню художника

Человек, не одарённый памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда. Движения живых стихий — неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта.

И. К. Айвазовский

Художник чувствует тонкую красоту мира, передаёт эмоции, мысли и чувства с помощью кисти и красок, воплощает наши мечты и фантазии на холсте. Именно он даёт возможность лицезреть уникальные картины, которые порой незаметны или скрыты от нашего глаза. Оживляя целые города, погружая в невероятные пейзажи, изображая характер и душу, мастер создаёт произведение искусства.

Данная профессия является одной из самых древних. Это ремесло прошло долгий путь от простых рисунков, выполненных углём на стенах, до всемирно признанных шедевров, перед которыми ежедневно выстраиваются очереди в музеях по всему миру.

Международный день художника — праздник не только профессионалов, но и всех любителей прекрасного. Сегодня проводятся многочисленные выставки, мастер-классы и инсталляции в учреждениях культуры, музеях, галереях, где можно увидеть картины, графику, скульптуру и другие творения искусства.

Как зарождалась живопись на Руси? Как развивался портретный жанр? Как образовалось объединение художников-передвижников? Какие художники внесли значительный вклад в развитие портрета? Как портрет помогает понять характер и личность человека? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к Международному дню художника.

Изобразительное искусство Руси

После принятия христианства в 988 году, когда стали строиться храмы, началось распространение настенных росписей, мозаики, появились иконы. Яркий пример домонгольской живописи — икона Богоматери Владимирской, которая известна летописи с первой половины XII века. С помощью приложения «Иконы православных праздников» можно определить, каким праздникам они посвящены.

Вследствие нашествия татаро-монгольского ига связь Киева с Византией была прервана. Как события этого периода были переданы первыми художниками, вы узнаете из сценария урока «Исторический жанр в изобразительном искусстве». Данное событие сделало изобразительное искусство Руси самобытным. Крупным культурным центром являлось Владимиро-Суздальское княжество. Особенность храмов княжества — каменная резьба, то есть декоративное убранство наружных стен. Активно развивалась художественная жизнь в Новгороде. Здесь знаменитый иконописец из Византии Феофан Грек создал образы Преображения, Донской Богоматери, Успения Богоматери, а также росписи в некоторых церквях.

После свержения татаро-монгольского ига живопись достигает своего расцвета с появлением художника Андрея Рублева. Его работы — это синтез духовного восхождения и византийской эстетики. Особая мягкость и глубина отражены в образах Живоначальной Троицы, иконах Звенигородского чина и Успения Богоматери. Видео «Святая Троица. Преподобный Андрей Рублёв» расскажет о прообразе иконы, а материал «Андрей Рублёв» познакомит школьников с другими работами мастера.

В XVII веке берёт начало искусство книжной миниатюры. В Оружейной палате в Кремле работали лучшие мастера, создавая также ювелирные изделия, эмали, оклады и другие произведения искусства.

История портретного жанра

В XVII веке благодаря иконописцу и графику Оружейной палаты Симону Ушакову стал активно развиваться портретный жанр. Мастер, ориентируясь на европейские образцы и экспериментируя, добился анатомической правильности в изображении человеческих лиц.

Петром I было приглашено множество зарубежных мастеров, которые обучали российских художников новым методам и идеям Просвещения, также он ввёл моду на приобретение за рубежом работ художников-современников. Русские живописцы уходили от иконописных традиций парсуны и овладевали основными художественными принципами современного искусства. Большой вклад в развитие русской живописи того периода внесли И. Н. Никитин (кисти которого принадлежит несколько портретов Петра I), А. М. Матвеев, И. Я. Вишняков, А. П. Антропов. Мастера портретного жанра старались передать характер и особенности человека, соблюдая при этом ряд правил: ювелирно выписывали позу, костюм, отражающий социальный статус, общий антураж и атрибуты.

В 1767 году в Академии художеств, основанной в Петербурге в 1757 году, появился отдельный портретный класс. Видео «Академия художеств: ретроспективный взгляд» расскажет о роли мецената и коллекционера И. А. Морозова в развитии учебного заведения. Из девяти первых выпускников учебного учреждения пятеро были портретистами. Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий стали первыми художниками, об индивидуальной творческой манере которых говорили в обществе. Каждый из них сформировал узнаваемый стиль. Сценарий урока «Великие портретисты прошлого» позволит подробно рассмотреть особенности стиля мастеров. Фёдор Рокотов создал так называемый эмоциональный портрет. Он изменил традиционный тёмный фон на более светлый, расплывчатый, дымчатый и сосредоточил внимание на характере моделей и их эмоциях. Цикл работ «Смолянки» Дмитрия Левицкого положил начало реалистическому портрету. На полотнах были изображены воспитанницы Смольного института благородных девиц, показывающие, чему они обучаются.

В XIX веке главными художниками портретного жанра стали В. А. Тропинин, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов. Орест Кипренский наделял героев своих произведений лучшими качествами, следуя классическим канонам и изображая сдержанного человека с его талантами и благородством. К числу работ художника относятся портреты героев Отечественной войны 1812 года, А. С. Пушкина, К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского. Видео «О. А. Кипренский „Портрет А. С. Пушкина“» и «Мой музей. Русский музей» расскажут об истории шедевров. В творчестве Василия Тропинина, который стремился показать живого, будничного человека в его повседневности. В его работах «Портрет сына», «Кружевница», «Гитарист» начинает прослеживаться влияние реалистических тенденций в искусстве. О творческом пути живописца учащиеся узнают из видео «Творчество А.В. Тропинина». К. П. Брюллов стал первым художником России, известным за границей. С помощью видео «История одного шедевра» можно проанализировать полотно «Всадница». «Последний день Помпеи» — знаменитая работа, представленная всей Европе. Талант мастера раскрылся и в портретной живописи, и в монументальных творениях.

Во второй половине XIX века возникло Товарищество передвижных выставок. Молодые художники Академии Художеств взбунтовались против контроля над изобразительным искусством. Они не хотели работать в классическом стиле и требовали право писать работы на собственные темы, но получили отказ и покинули учебное заведение. О том, как удалось художникам-передвижникам транслировать свою точку зрения через искусство, расскажет видеоурок «Историческая живопись художников-передвижников». К числу передвижников принадлежали такие художники, как В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, В. И. Суриков и другие. Их творчество отразилось во всех жанрах живописи. Портреты полны психологизма и глубины человеческих переживаний. Например, писателя Ф. М. Достоевского изобразил В. Г. Перов, композитора М. П. Мусоргского — И. Е. Репин. Эти и другие изображения знаменитых личностей и выдающихся деятелей были созданы по заказу П. М. Третьякова. Также художники обратились к новым героям — крестьянам, разночинцам. Появился «социальный портрет», изображающий единственного героя и посвящённый злободневной тематике. Примером такой работы является картина Ильи Репина «Мужичок из робких». Видео «Русский музей детям. Портрет» позволит понять, каким образом живописцы раскрывали внут­ренний мир моде­лей портретов.

Мастера Серебряного века искали новые способы художественной выразительности. Одним из первых импрессионистических портретов стала картина В. А. Серова «Девушка, освещенная солнцем», но славу автору принесла работа «Девочка с персиками». Из видео «"Портрет Мики Морозова» В. А. Серов" вы узнаете, в чём сложность создания портрета ребёнка. В портретной живописи пробовали себя практически все известные художники: М. А. Врубель, А. Я. Головин, С. В. Малютин, К. А. Сомов, В. Э. Борисов-Мусатов. Сценарий урока «Вестник иных миров» познакомит с образами сказочных персонажей, которые создал Михаил Врубель. На смену символистам и импрессионистам в начале ХХ века пришёл авангард. М. Ф. Ларионов, Н. Н. Гончарова, И. И. Машков, П. П. Кончаловский искали новый художественный язык, соответствующий революционным настроениям. Сценарий урока «Портрет в изобразительном искусстве ХХ века» расскажет о манере создания портретов Натальи Гончаровой. Позднее сформировался советский портрет. Его главными художниками стали А. А. Дейнеки и А. А. Пластов. Портретные образы современников живописцы создавали не только в живописи, но и в монументальной скульптуре, на плакатах, в графических иллюстрациях. Как отразились события Великой Отечественной войны в творчестве авторов, школьники узнают из видео «Аркадий Александрович Пластов. Фашист пролетел» и сценария урока «Великая Победа глазами художников».

К популярным жанрам современной живописи относятся портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр, батальный жанр, бытовой жанр, мифологический жанр, марина или морской пейзаж, анималистический жанр. Каждый имеет свои особенности, техники и художественные задачи. Сценарий урока «Батальный жанр в произведениях художников-передвижников» познакомит с его особенностями. Живописцы выбирают жанры в зависимости от своих интересов, темперамента и творческих целей. Видеоурок «Жанры изобразительного искусства» расскажет, как правильно определить жанр картины. Сегодня мы погрузились в уникальную природу портретной живописи, но какие невероятные открытия ждут вас, когда вы ближе познакомитесь с другими жанрами! Живопись играет важную роль в культуре и истории человечества, помогая сохранить культурные традиции, а разнообразие жанров изобразительного искусства позволяет нам наслаждаться красотой и неповторимыми образами удивительного мира, созданного художниками.

«Живопись! Я готов это слово повторять до изнеможения, оно на меня имеет сильное влияние; это слово — моя электрическая искра, при произнесении его я весь превращаюсь в какое-то внутреннее трясение. В разговоре о ней я воспламеняюсь до последней степени»

И. Н. Крамской

Изображение от Freepik



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»