Я убежден, что театр не есть изобретение человека, как кинематограф. Театр — изобретение природы.
М. А. Захаров
Марк Анатольевич Захаров руководил более 40 лет театром «Ленком" в Москве, взрастил сильнейшую театральную труппу, поставил первую в СССР рок-оперу «Юнона и Авось». Режиссёр не боялся экспериментов, и каждый его новый спектакль не был похож на предыдущий. Снял фильмы, ставшие классикой советского кино: «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Тот самый Мюнхгаузен», «12 стульев» и другие. Захаров поделился с экрана, может быть, самым главном правилом в жизни: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Народному артисту СССР, Герою труда РФ и полному кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством» сегодня могло бы исполниться 90 лет.
Режиссёрский дебют Марка Захарова в кино состоялся в 1970-х годах. В 1976 году на экраны вышел телефильм «12 стульев», созданный по роману И. А. Ильфа и Е. П. Петрова. Роль авантюриста Остапа Бендера сыграл Андрей Миронов, а его соратника Ипполита Воробьянинова — Анатолий Папанов, голосом которого говорит главный волк Советского Союза. В 1979 году зрители впервые увидели кинофильм «Тот самый Мюнхгаузен». Несколько ролей в картине сыграли артисты театра «Ленком», в том числе Олег Янковский, Леонид Броневой, Александр Абдулов, Инна Чурикова.
Начиная с 1980-х годов, Марк Анатольевич активно занимался педагогикой. Он преподавал в ГИТИСе на режиссёрском факультете почти 30 лет.
Когда зародилась любовь к театру у режиссёра? Как складывалась актёрская деятельность Захарова? Кто входил в творческую группу при создании рок-оперы «Юнона и Авось»? Какое значение имеют работы Марка Анатольевича в «Ленкоме» для современного театра? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 90-летию со дня рождения Марка Захарова.
«Я очень увлекался театром в детстве…»
Марк Анатольевич Захаров родился в 13 октября 1933 года в Москве. Его отец был школьным учителем, а мать окончила театральную студию и вела занятия в актёрских кружках для детей. Захаров с ранних лет влюбился в театр, особенно кукольный. Материалы «Правила поведения в театре» и «В театре» напомнят младшим школьникам о нормах этикета во время спектакля. Будущего режиссёра ошеломила постановка «Синяя птица» по пьесе М. Метерлинка во МХАТе. Аудио «И. Сац. Тема из спектакля „Синяя птица“ МХАТ СССР им. М. Горького (автор пьесы М. Метерлинк)» познакомит с музыкальным оформлением постановки 1983 года. Позже юноша выучил наизусть постановки театра Сергея Образцова. С 3 класса он посещал драмкружок, затем театральные коллективы Москворецкого дома пионеров. В одном из них Марк Захаров занимался вместе с будущим режиссёром фильмов «Андрей Рублёв», «Солярис», «Зеркало» Андреем Тарковским. С помощью приложения «Тарковский Андрей Арсеньевич (1932−1986 гг.)» можно определить, к каким фильмам относятся кинокадры. После начала Великой Отечественной войны Марк вместе с мамой оказался в эвакуации в Татарской АССР, ныне Республика Татарстан. В 1943 году они вернулись в столицу.
После окончания школы Марк Захаров решил поступать в Школу-студию МХАТ, но его даже не допустили до экзаменов, педагоги на предварительной консультации посоветовали выбрать другую профессию. Тогда он успешно прошел испытания и был зачислен в 1951 году на актёрский факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского, нынешнего ГИТИСа.
«Режиссура — это моя профессия»
В 1955 году Марк Анатольевич окончил институт и попал по распределению в Пермский областной драматический театр. Видео «Возникновение театра» расскажет о празднике в честь бога Диониса и первых театральных представлениях. Интерактивное задание позволит пронаблюдать особенности видов театра. В Пермском театре он играл роли, как сам говорил, «разных смешных людей», работал на радио, рисовал карикатуры для местной прессы.
Впервые дебютировал Захаров как режиссёр в 1958 году, когда его пригласили в театральную студию университета. Он поставил спектакль «Аристократы» по мотивам пьесы Н. Ф. Погодина. Тогда Марк Анатольевич почувствовал невероятный интерес к режиссуре. Проработав 3 года в Перми, Захаров с супругой Ниной Лапшиновой вернулись в Москву. Актриса окончила ГИТИС на год позже и была также распределена в Пермский областной драматический театр. Видеоурок «Звёзды русского балета в годы Великой Отечественной войны» позволит понять, почему Пермь называют «третьей балетной столицей России», а материал «История основания Перми» познакомит с деятельностью В. Н. Татищева, повлиявшей на развитие города.
С 1959 года Марк Захаров сначала служил в Театре им. Гоголя, затем в Московском театре миниатюр, но в большей степени его волновало режиссёрское ремесло. Марк Анатольевич ставил спектакли в студенческом театре Московского государственного университета. Из видео «МГУ» школьники узнают историю строительства учебного учреждения. Первую постановку «Дракон» по пьесе Е. Л. Шварца московские зрители увидели в 1962 году. Видеоурок «Пьеса-притча „Дракон“ Е. Л. Шварца» расскажет о замечательном даре писателя, а с помощью интерактива «Е.Л. Шварц „Голый король“. Герои пьесы» можно установить соответствие героев пьесы с их ролью.
Следующим спектаклем стало произведение Бертольта Брехта «Карьера Артуро Уи». Данные работы принесли режиссёру известность среди коллег. И уже в 1965 году Марк Захаров поставил спектакль «Доходное место» по пьесе А. Н. Островского на профессиональной сцене Театра сатиры. Видео «А. Н. Островский „Доходное место“» продемонстрирует современную постановку в данном театре, а вспомнить реплики героев произведения можно с помощью приложения «А. Н. Островский „Доходное место“». Спектакль Захарова прошёл с большим успехом, стал сенсацией в столице.
Художественный руководитель театра «Ленком»
В 1973 году Марк Анатольевич стал главным режиссёром Московского театра им. Ленинского комсомола, сменив Анатолия Васильевича Эфроса. Первый спектакль «Автоград‑XXI» был поставлен по пьесе, которую Марк Захаров написал совместно с Юрием Визбором. Авторы назвали драматической фантазией своё произведение о молодом технократе, руководившим строительством большого завода. В спектакле звучали песни на стихотворения Ю. Визбора и Р. Рождественского. Интерактивное задание «Поэтические строчки „громких“ поэтов» напомнит произведения Роберта Ивановича.
Одной из следующих режиссёрских работ была постановка пьесы «Парень из нашего города» К. М. Симонова. Её действие происходит в 1930-х годах. Это история о студенте танкового училища, который отправился после окончания учёбы на войну в Испанию. Герой попал в плен, но смог совершить побег. Из видеоурока «К. М. Симонов „Майор привёз мальчишку на лафете…“» учащиеся узнают, почему тема войны является особенной в творчестве автора. Одноименное приложение расскажет об особенностях композиции произведения.
В 1981 году Ленком обрёл свою визитную карточку — спектакль «Юнона и Авось». На показы нельзя было достать билеты, а зрителям стремительно полюбилась проникновенная композиция «Аллилуйя любви». Музыку для спектакля написал композитор А. Л. Рыбников, либретто — поэт А. А. Вознесенский. Видео «Андрей Вознесенский о видеомах» познакомит со стихотворениями, написанными на языке визуальных символов. В основу музыкально-драматического произведения легли реальные исторические события. Видео «"Юнона и Авось» Библейский сюжет" расскажет о трудном пути к зрителю рок-оперы. В начале XIX века русский дипломат Николай Резанов в составе экспедиции отправился в кругосветное плавание, побывал в Сан-Франциско. Целью экспедиции являлось пополнение запасов продовольствия для колоний на Аляске. Здесь Резанов встретил юную Кончиту Аргуэльо, дочь местного губернатора. Они вскоре обручились, но герою необходимо было вернуться на Родину, чтобы получить разрешение на брак с иностранкой. До Петербурга Резанов не доехал, поскольку тяжело заболел в дороге и вскоре скончался. Кончита, узнав о гибели жениха через год, замуж не вышла, постриглась в монахини. Главные роли в спектакле исполнили Николай Караченцов и Елена Шанина. Легендарную постановку можно увидеть и сегодня на сцене театра в обновлённом составе. В тесте «Драматургия современного музыкального спектакля» школьники найдут элементы, характерные для рок-оперы как сценического жанра музыки.
Начиная с 1990-х годов, Марк Захаров работал над фильмами-спектаклями, то есть экранизациями театральных постановок. Это были спектакли «Чайка» по пьесе А. П. Чехова, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе П. Бомарше, «Ва-банк» по пьесе А. Н. Островского «Последняя жертва» и многие другие. С помощью материала «А. Н. Островский и его творчество» можно вспомнить биографию драматурга. До последних дней Марк Анатольевич Захаров служил в родном театре, который сегодня носит название «Ленком Марка Захарова».
«Это явление было. Это был необходимый вообще для всех для нас человек. С его энергией, с его чувством юмора, с его пониманием жанра. Он воспитал всех нас.»
И. М. Чурикова
Фото: ТАСС/Андрей Соловьев Источник: www.m24.ru