«С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников… Моим оружием была музыка».
Дмитрий Шостакович
Шёл 12-й месяц блокады Ленинграда немецко-фашистскими войсками. Продолжались ежедневные обстрелы и бомбёжки, горожанам всё ещё приходилось ограничивать себя в питании и восстанавливать город после трагической зимы 1941−1942 годов. Но, несмотря на все тяготы блокадной жизни, ленинградцы не падали духом. Голод, страх смерти, скорбь по друзьям и близким не смогли сломить их. Ведь даже когда тело измотано, душа продолжает тянуться к прекрасному.
9 августа 1942 года из недр измученного города впервые за долгое время зазвучала музыка — как символ сопротивления жителей Ленинграда, их отказа сдаваться и готовности продолжать борьбу. Измученные голодом и лишениями музыканты взяли в руки инструменты, чтобы сыграть седьмую, «Ленинградскую» симфонию Дмитрия Шостаковича — ставшее впоследствии легендарным произведение, значительная часть которого была написана советским композитором в городе на Неве в преддверии и во время войны.
Только Шостакович мог создать симфонию, которая стала бы олицетворением непрекращающейся борьбы ленинградцев и их воли к победе. Дмитрий Дмитриевич родился и жил в городе, и там же он встретил войну. Блокада Ленинграда была личной трагедией композитора, страдания горожан были его страданиями.
Какую роль в становлении Шостаковича как композитора сыграло кино? Почему он отказался от первоначальных названий симфонии? С какими трудностями столкнулись музыканты в преддверии её ленинградской премьеры? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 80-летию премьеры Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде.
Дмитрий Шостакович и война
Первый набросок Седьмой симфонии Шостакович сделал ещё в 1940 году, когда его охватило предчувствие скорой войны. Этот фрагмент отражал состояние тревоги, которую тогда испытывал композитор. Вновь к произведению на военную тему Дмитрий Дмитриевич вернулся только в роковом июне 1941 года, ощутив на себе патриотический подъём всей страны. Часть своего дня композитор нёс дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны, а оставшееся время он посвящал работе над симфонией. Её первую часть он закончил всего за пять дней до того, как замкнулось кольцо блокады. Полностью работа над произведением была завершена под конец 1941 года, после начала контрнаступления под Москвой. Подробнее о том, как велась работа над произведением в военное время, можно узнать из сценария урока «Музыка в блокадном Ленинграде» и текста «История создания Симфонии № 7 („Ленинградской“) Д. Д. Шостаковича».
Услышали Седьмую симфонию не все ленинградцы: сотни тысяч горожан просто не дожили до дня её премьеры. Да и играть музыку было некому: из-за голода ряды оркестра заметно поредели. Чтобы концерт состоялся, в Ленинград пришлось направить лучших военных музыкантов с фронта. Какой дирижёр руководил оркестром в день премьеры? Как произведение Шостаковича перекликается со средневековой музыкой? И почему эту работу называют именно «симфонией»? Ответы можно найти в приложении «„Ленинградская“ симфония Д. Шостаковича».
Изначально каждая из четырёх частей симфонии имела своё название: «Война», «Воспоминание», «Родные просторы» и «Победа». Однако зимой 1941 года, когда наступал самый тяжёлый период блокады, завершать симфонию «Победой» показалось Шостаковичу неуместным. В итоге всем четырём частям были даны традиционные имена, исходя из их темпа. Текст «Анализ Симфонии № 7 („Ленинградская“) Д. Д. Шостаковича» с помощью ярких выразительных средств перескажет содержание и настроение каждой из них.
Дмитрий Шостакович не был единственным человеком искусства в осаждённой Северной столице. Дух горожан в военные годы поддерживали произведения Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Веры Инбер и других. О важности искусства в тяжёлые времена и о героических творцах блокадного Ленинграда расскажет классный час «Блокадный Ленинград: история в лицах». А кроссворд «Наука и культура блокадного Ленинграда» поведает школьникам о культурной и научной жизни, которая продолжалась в городе несмотря на осадное положение.
«Это страшное слово — «Блокада». Урок по повести Т. Цинберг «Седьмая симфония«» — сценарий урока, посвящённый произведению ещё одной писательницы, участвовавшей в обороне города. Из материала школьники узнают, почему название её повести совпадает с номером работы Шостаковича; а судьбы главных героев книги расскажут им, с какими трудностями и моральным выбором приходилось сталкиваться жителям блокадного Ленинграда каждый день.
Материал «„Седьмая симфония“ Д. Шостаковича» — уникальная историческая видеозапись, демонстрирующая исполнение фрагмента Седьмой симфонии её автором. Этот ролик был снят во время войны — до окончания блокады и полной победы оставались годы. Седьмая симфония, в числе многих других композиций, фильмов, стихов, повестей, кинолент и картин, безусловно, помогла эту победу приблизить. За это легендарное произведение, а также и за все остальные работы Шостаковича нам нужно благодарить не только самого автора, но и его маму.
Дмитрий Шостакович и кино
«Моя мать… настояла на том, чтобы я начал учиться игре на рояле. Я же всячески уклонялся…»
Дмитрий Шостакович
Любовь к музыке пришла к Шостаковичу не сразу, но, когда это случилось (во многом благодаря настойчивости его матери-пианистки), Дмитрий Дмитриевич принял решение посвятить композиторству всю свою жизнь. Поступив в Петроградскую консерваторию, несмотря на революцию, Первую мировую, гражданскую войны и сопутствующие им трудности, он учился прилежно и усердно. Дипломной работой Шостаковича стала Первая симфония, которая, безусловно, привлекла внимание современников к его таланту.
В довоенные годы деятельность начинающего композитора была неразрывно связана с развивающейся тогда кинематографической индустрией. Сначала он получил работу простого тапёра — пианиста, осуществляющего музыкальное сопровождение на сеансе немного кино. Но уже совсем скоро Шостаковичу стали поступать заказы на создание оригинальной музыки к фильмам. В каких лентах можно услышать его произведения, расскажет видео «Киномузыка Д. Д. Шостаковича».
Одной из известнейших картин, над музыкой к которой работал Шостакович, считается «Молодая гвардия» режиссёра Сергея Герасимова. Кинолента была создана по следам Великой Отечественной войны, незадолго после её окончания. О событиях, лёгших в основу романа и фильма, расскажет сценарий урока «"Это было в Краснодоне…» (Урок-знакомство с романом А. А. Фадеева «Молодая гвардия»)". Говорят, написанный для картины марш «Смерть героев» автобиографичен: Шостакович написал его, ожидая своего ареста после обвинений в формализме.
Знаменитый «Русский вальс» Шостаковича, изначально написанный как самостоятельное произведение, также стал популярен именно благодаря кинематографу: он прозвучал в картине Калатозова «Первый эшелон» и сразу же покорил сердца зрителей. Несмотря на то что оригинальная партитура вальса была утрачена во времена Великой Отечественной войны, произведение дожило до наших дней и продолжает исполняться. Насладиться его звучанием можно, посмотрев видеоматериал «Д. Д. Шостакович. Вальс № 2».
Интересный факт: Дмитрий Дмитриевич является одним из немногих композиторов, который не только писал мелодии к фильмам, но и, наоборот, на музыку которого эти фильмы создавались. Так, в 1985 году были экранизированы его «Семь танцев кукол» для пианино. Приложение «Д. Д. Шостакович. Цикл фортепианных пьес «Танцы кукол«» познакомит школьников с основными мотивами этой серии произведений. Оперетта Шостаковича «Москва, Черёмушки» также стала кинолентой, причём всего через три года после своей театральной премьеры. Сценарий урока «Парки Москвы. Черёмушки — милый уголок…» перенесёт школьников на живописные зелёные просторы столичных Черёмушек, где происходит действие оперетты, и расскажет, в чём заключается новаторство творчества Шостаковича. А видео «Оперетта «Москва, Черёмушки» (Д. Шостакович)» через отрывок из фильма по произведению Шостаковича познакомит с музыкальным гением композитора, способного создавать классические работы на современную тематику.
Дмитрий Шостакович и современники
«Встреча с Д. Д. Шостаковичем, а позднее и И. И. Соллертинским имела громадное значение для всей моей жизни. Влияние этих двух людей на меня было очень велико, и я в значительной степени как человек и музыкант формировался под их воздействием».
Георгий Свиридов
Один из немногих композиторов XX века, который по степени своего влияния и таланта может сравниться с Шостаковичем, — это, безусловно, Сергей Прокофьев. Оба музыкальных гения жили в сталинскую эпоху, когда творчество не могло быть абсолютно свободным. Но на требования цензуры они отвечали по-разному: если Шостакович стремился найти компромисс, то Прокофьев оставался верен своим желаниям до конца. Поэтому музыка у этих двух современников получалась принципиально разная. Сравнить их стиль и подход к сочинительству поможет сценарий урока «Сергей Сергеевич Прокофьев. Симфоническая сказка „Петя и волк“».
Другой известный композитор эпохи Шостаковича — Игорь Стравинский. Дмитрий Дмитриевич одновременно и восхищался творчеством своего коллеги, и критиковал его, отмечая авангардность произведений Стравинского и стремление композитора соответствовать моде своего времени. Среди любимейших работ своего современника Шостакович выделял балет «Петрушка». Его сюжет и мотивы напомнит сценарий урока «Балет „Петрушка“».
Сложно сказать, сколько сотен и тысяч композиторов были воспитаны на музыке Шостаковича или вдохновлялись ею. Так, Георгий Свиридов по-настоящему раскрыл свой музыкальный талант именно во время обучения под руководством Дмитрия Дмитриевича. «Он всегда поражал… меня своим творчеством. Он отличался необыкновенной активностью…, очень быстро писал. На каждый, буквально каждый урок он приносил что-нибудь новое — пьесу для фортепиано, романс, песню», — восхищался Свиридовым Шостакович. Приложение «Угадай мелодию. Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина» проверит, насколько хорошо школьники знакомы с произведениями одного из лучших учеников Дмитрия Дмитриевича.
Шостакович был далеко не единственным композитором, продолжавшим творить в тяжёлые военные годы. Его коллега, музыкант Исаак Дунаевский, смог не только написать песню о противостоянии врагу и выпустить её в самый разгар конфликта — он создал произведение, настолько полюбившееся народу, что в итоге оно стало гимном главного города нашей страны — Москвы. Восстановить в памяти историю создания трека «Дорогая моя столица» поможет приложение «События, которые привели к появлению официального гимна города Москвы». Ещё раз прослушать песню и выучить её слова можно, посмотрев музыкальное видео «"Моя Москва» (Дунаевский И., Лисянский М., Агранян С.)".
9 августа 2022 года мы празднуем юбилей ленинградской премьеры Седьмой симфонии. Сегодня, спустя 80 лет, её мелодии вновь прозвучат в стенах Санкт-Петербургской филармонии так же, как они звучали в середине прошлого века: величественно, отчаянно, победно. Прямую трансляцию, которая начнётся ровно в 20:00, можно будет смотреть по ссылке. После этого симфонию повторно исполнит Всероссийский юношеский симфонический оркестр в самом центре Северной столицы. Начало трансляции этого концерта запланировано на 23:45. Посмотреть его можно будет на одном из федеральных каналов.