Top.Mail.Ru

К 460-летию со дня рождения Уильяма Шекспира

Шекспир объединил в себе далёкие стилистические крайности. Он совместил их так много, что кажется, будто в нём живёт несколько авторов.

Б. Л. Пастернак

Во всём мире 23 апреля отмечается День Шекспира, величайшего английского драматурга и поэта, гуманиста, автора более 200 всемирно известных произведений. Его тексты переведены на все основные мировые языки, а постановки по ним ставятся чаще, чем по пьесам других драматургов. Киностудии снимают фильмы по произведениям Шекспира, которые остаются актуальными и сегодня.

Фраза «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?», сказанная режиссёром самодеятельного театра в советском фильме «Берегись автомобиля», стала крылатой. Она действительно показывает отношение русских читателей к знаменитому английскому поэту. Шекспир не просто любимый писатель, он известен и благодаря талантливым переводам отечественных авторов. Бард, как его называют на родине, перевернул сознание русских писателей. Любовь к нему началась в России в начале XIX века с англомании и многочисленных переводов текстов Шекспира.

В какой атмосфере жил будущий поэт? Какие существуют легенды в биографии автора? Почему Шекспир считается самым успешным драматургом в истории? Какой вклад сделал автор в развитие театра? Чем можно объяснить популярность трагедии «Ромео и Джульетта»? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 460-летию со дня рождения Уильяма Шекспира.

«Не изменяйся, будь самим собой. // Ты можешь быть собой, пока живёшь. // Когда же смерть разрушит образ твой, // Пусть будет кто-то на тебя похож…»

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в Стратфорде-на-Эйвоне, в графстве Уорикшир в Англии. За восемь лет до рождения мальчика его отец переехал из Сниттерфильда. По некоторым источникам, Джон Шекспир занимался выделкой кож, изготовлял кожаные перчатки, торговал шерстью, мясом, зерном и солодом. Мать будущего поэта Мэри происходила из зажиточной семьи, владевшей несколькими фермами. Уильям стал третьим ребёнком в семье, у него были две старшие сестры и три младших брата. Вскоре после рождения сына отца избрали в городской совет, а спустя три года он получил должность бейлифа, то есть помощника шерифа, выполняющего полицейские функции при судебных органах. Со временем дела Джона Шекспира пришли в упадок.

С семилетнего возраста Уильям Шекспир ходил в грамматическую школу. Учебное заведение славилось на всю Англию и давало знание классических языков. Неизвестно, успел ли Шекспир закончить школу. Из-за разорения семейства мальчику пришлось оставить занятия, чтобы в качестве подмастерья помогать отцу. В 1582 году в 18 лет Уильям Шекспир женился на Энн Хэтеуэй, которая была старше его на восемь лет. В браке у супругов родились мальчик, доживший до 11 лет, и девочки-двойняшки.

В биографии поэта много белых пятен и легенд. Приложение «William Shakespeare» на английском языке позволит проверить знания школьников о жизни драматурга. Например, знание морского дела, показанное в пьесах драматурга, позволило некоторым исследователям сделать предположение о том, что он какое-то время был моряком. По другой, более популярной версии, Шекспир оставил семью и пристал к одной из актёрских трупп, которая оказалась в Стратфорде. Вместе с ней он отправился в Лондон, где предпринял попытки стать актёром, но лондонские театры спустя некоторое время закрылись из-за эпидемии чумы. Почти два года актёрские труппы играли постановки в провинции. После возобновления спектаклей Уильям Шекспир вошёл в состав труппы лорда-камергера. Около десяти лет он провёл в труппе антрепренёра Джеймса Бербеджа. Затем сотрудничал с его сыном, Ричардом Бербеджем, выдающимся актёром и исполнителем основных ролей в пьесах Шекспира, который построил и возглавил театр «Глобус».

«Во всяком деле, чтобы добиться успеха, нужна некоторая доля безумия…»

Создавать пьесы для театра, а также переделывать по заказу труппы чужие драматургические произведения Шекспир стал в конце 1580-х годов. С помощью приложения «Произведения Уильяма Шекспира» можно вспомнить названия текстов драматурга. К началу 1590-х он был уже известен. В эти годы автор написал много работ, важнейшие из которых — «Генрих VI» (ч. 1—3), «Ричард III», «Комедия ошибок», «Сонеты», поэма «Лукреция», «Тит Андроник», «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Бесплодные усилия любви», «Король Джон», «Ричард II». Первая поэма «Венера и Адонис», вышедшая в свет в 1593 году, была посвящена герцогу Саутгемптону — покровителю литературы. Познакомившись с сонетами Шекспира, предлагаем обратиться к тесту «У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 „Измучась всем, я умереть хочу…“, № 130 „Её глаза на звёзды не похожи…“ и др.», который позволит определить идею произведения, средства художественной выразительности, сопоставить переводы.

Вторая половина 1590-х годов в творчестве Уильяма Шекспира открылась трагедией «Ромео и Джульетта», за которой последовали пьесы «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Генрих IV» (ч. 1—2), «Виндзорские проказницы», «Много шума из ничего», «Генрих V», «Юлий Цезарь», «Как вам это понравится». В данный период творчества автора преобладают хроники и комедии. С помощью интерактивного материала «Герои трагедии У. Шекспира „Ромео и Джульетта“» можно соотнести изображения и характеристики героев пьесы, а приложение «Трагедия У. Шекспира „Ромео и Джульетта“» даст возможность сопоставить эпизоды трагедии с иллюстрациями.

Дела у драматурга шли успешно. В 1597 году он приобрёл большой дом с садом в Стратфорде, куда перевёз жену и дочерей, сам же автор поселился там за три года до смерти после того, как покинул лондонскую сцену и отошёл от драматургии.

С появлением знаменитого «Гамлета» начался период великих трагедий, длившийся с 1600 по 1608 годы. Сценарий урока «У. Шекспир „Гамлет“» расскажет об истоках трагедии, а тест «Трагедия У. Шекспира „Гамлет“» позволит проверить знание содержания произведения учащимися. Были созданы «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Троил и Крессида», «Тимон Афинский», «Кориолан». Трагическое мировосприятие Шекспира отразилось и на те произведения, которые не принадлежат непосредственно к жанру трагедии. Это так называемые «горькие комедии»: «Всё хорошо, что хорошо кончается» («Конец — делу венец»), «Мера за меру», «Перикл», «Двенадцатая ночь», поэма «Феникс и голубка».

С 1609 по 1613 годы в творчестве автора преобладает смешанный жанр — трагикомедии, такие как «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря», «Генрих VIII», «Карденио», «Два благородных родича». В приложении «Творчество У. Шекспира» можно проверить свои знания о творчестве поэта, пройдя викторину.

У сюжетов шекспировских пьес различные источники: античная история Плутарха, античная драматургия, «Хроника» английских авторов, произведения Т. Мора, итальянские новеллы, английские комедии и трагедии. Об актёрской деятельности Уильяма Шекспира известно немного. Он играл роли Призрака в «Гамлете» и Адама в пьесе «Как вам это понравится». Интерактивное задание «Трагедия У. Шекспира „Гамлет“» позволит соотнести изображения и характеристики героев трагедии. Последнее выступление Шекспира на сцене состоялось в его же пьесе «Сеян».

«Нет повести печальнее на свете…»

Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» по праву является шедевром мировой литературы. Конфликт дома Монтекки и Капулетти, мешающий счастью влюблённых, не столько лежит в бытовой плоскости, сколько в философско-исторической. С помощью интерактива «Монтекки и Капулетти в трагедии У. Шекспира „Ромео и Джульетта“» можно распределить имена героев в зависимости от того, какое из враждующих семейств пьесы они представляют. Противостояние старого и нового, Средневековья и Возрождения до сих пор волнует людей. Трагедия не сходит со сцен театров, с экранов кинематографа. Картины, скульптуры, мюзиклы, балет — и всё во славу вечной любви Ромео и Джульетты. Видеоурок «О творениях Уильяма Шекспира на балетной сцене» расскажет, почему у произведений У. Шекспира путь на балетную сцену оказался непростым, а видеоматериал «Трагедия У. Шекспира „Ромео и Джульетта“ на балетной сцене» познакомит с первыми ба­лет­ными пос­та­но­вками на шек­спи­ро­вский сю­жет.

Сюжет знаменитой пьесы, написанной предположительно в 1595 году, не являлся новым. Впервые похожая трагическая история любви была описана Овидием в «Метаморфозах», также известны в литературе и другие авторы, создавшие произведения, обращавшиеся к такому же событию. Непосредственным источником для написания Уильямом Шекспиром трагедии стала поэма драматурга Артура Брука «Трагическая история Ромеуса и Джульетты». В свою очередь, произведение Шекспира отразилось во всех направлениях искусства. Например, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского, в которой музыка переворачивает душу, или знаменитый балет на музыку С. С. Прокофьева. Ответив на вопросы интерактива «Кроссворд на тему „Увертюра-фантазия „Ромео и Джульетта“ П. И. Чайковского“», школьники узнают, кто посоветовал Чайковскому написать программную увертюру-фантазию, а аудиоматериал «С. С. Прокофьев. Балет „Ромео и Джульетта“» познакомит с одной из музыкальных тем балета. Трагическая история героев была экранизирована множество раз, начиная с 1900 года, а последний фильм вышел на экраны в 2020 году. Видео «Кадр из фильма „Гамлет“, режиссер Г. Козинцев» продемонстрирует знаменитый монолог главного героя в исполнении И. Смоктуновского.

Почему уже несколько веков пьеса «Ромео и Джульетта» так популярна? Наверное, потому, что трагедия обращена к существующей романтической мечте о любви и верности до гроба, а герои произведения — обыкновенные жители средневекового города со своими желаниями и капризами, способные как на подлость, так и на благородство.

«Каждое лицо Шекспира есть живой образ, не имеющий в себе ничего отвлечённого, но как бы взятый целиком и без всяких поправок и переделок из повседневной действительности»

В. Г. Белинский

Источник изображения: planfit.ru



Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»

Профессор ИЦО принял участие в работе научной конференции «Учить умеем»


21 ноября 2024 г.


Профессор Института цифрового образования принял участие в работе научно-практической конференции «Учить умеем», прошедшей на базе РАО