Top.Mail.Ru

К 350-летию Петра I Великого

«Пётр был заметнейшим и влиятельнейшим деятелем своего времени, вождём всего народа…».

С. Ф. Платонов

Россия до и после Петра I — это разные страны. Менее чем за полвека он полностью трансформировал её. Без внимания не остался ни один аспект жизни русского народа. Его реформы коснулись не только социально-экономической, военной и административной сфер, но и образования, культуры, быта, духовной жизни. Пётр осушал болота и сооружал каналы, строил города и корабли, заставлял бояр сбривать бороды и носить западные наряды, воевал с Европой и стремился преодолеть культурно-исторический разрыв с ней. Он использовал огромный природный и человеческий потенциал России, чтобы увеличить её вес на мировой арене.

Результатами правления Петра стали просвещение общества, скачок развития во всех сферах жизни страны, появление у народа новаторского мышления, бунты и протесты, уменьшение роли церкви, интеграция русской самобытности допетровских времён с европейскими традициями. Во всей отечественной истории не найти фигуры одновременно более противоречивой и влиятельной. Однако, несмотря на жёсткие и резкие меры Петра по сближению России и Европы, нельзя не признать, что без его преобразований не было бы того Отечества, которое мы знаем и любим сегодня, а история бы взяла совершенно иной курс.

9 июня мы празднуем 350-летие Петра I, вспоминаем его насыщенную событиями биографию, многочисленные реформы и заслуги и, конечно же, продолжаем обсуждать и оценивать его политические решения.

Правда ли, что петровская армия родилась во время игры будущего императора со сверстниками? Почему крестьяне отказывались выращивать привезённую им картошку? Чем Петру не угодили бороды? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к юбилею Петра I Великого.

Становление

Пётр I принадлежал династии Романовых, приходом к власти которых в начале XVII века закончилась смута. До Петра на российском престоле побывали несколько предшественников из его рода, однако именно во время властвования первого императора для России началась новая эпоха. Вспомнить самых известных представителей Романовых можно, выполнив задания интерактивного приложения «Династия Романовых в лицах».

Интересно, что отец Петра I, Алексей Михайлович Романов, был полной противоположностью своего сына. Современники говорили, что он обладал тихим характером, был глубоко религиозен и консервативен. О том, как прошли его годы на престоле, расскажет приложение «Правление царя Алексея Михайловича Романова».

Вездесущим, деятельным, пытливым по отношению ко всему новому и неизведанному — таким запомнили юного Петра его современники. В силу обстоятельств, он рос свободным от светских традиций и обычаев ребёнком, плохо учился и проводил много времени со сверстниками. Именно во время игр с ними Пётр создал два «Потешных» батальона, ставших впоследствии Семёновским и Преображенскими полками. Об этих и других событиях юности Петра, сформировавших его личность и предзнаменовавших петровские реформы, можно узнать из видео «Личность Петра. Детство, образование, воспитание» и «Семь дней истории. Петр I, рождение реформатора».

Ролик «Ботик Петра Первого» посвящён «дедушке российского флота» — небольшому английскому судну, которое Пётр, ещё будучи ребёнком, обнаружил в одном из амбаров усадьбы Измайлово, — а также боту «Фортуна», построенному уже самим юношей. С этих двух судов началась история российского флота. Его прообраз — детскую флотилию — Пётр расположил на Плещеевом озере в Переславле-Залесском. Об этом древнем городе Золотого кольца, где каждый квадратный метр пропитан историей, расскажет приложение «Из Москвы в Переславль — Залесский». Кроссворд «Рождение Российской империи. Предпосылки и начало преобразований», в свою очередь, проверит школьников на знание основных событий юности Петра I, оказавших существенное влияние на его взгляды и грядущие преобразования.

Восстание стрельцов 1682 года было самым тяжёлым детским воспоминанием Петра. Кровавые сцены, очевидцем которых он стал, преследовали его долгие годы. Поэтому, когда в 1689 году Пётр заподозрил повторный бунт с целью удержания на престоле Софьи, он принял жёсткие меры по его предотвращению. А ещё через несколько лет, после смерти брата Ивана V, он стал уже единоличным правителем. Именно тогда для России началась эпоха изменений. Чем она ознаменовалась и что ей предшествовало, можно узнать из сценария урока «Начало правления Петра I».

Великий реформатор

«Да, Пётр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье — везде он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу!».

М. П. Погодин

Побывав в Европе, Пётр I осознал, что свобода и суверенитет России находятся под угрозой. Её армия была не такой эффективной, как у противников, а экономические, образовательные и общественные институты не отвечали потребностям времени. Отставание от соседей необходимо было срочно сокращать, иначе страна рисковала быть захваченной. Учебное пособие «Пётр Великий» и видео «Русские цари. Пётр I Алексеевич» подробно разберут шаги, которые предпринял первый российский император для спасения государства, главный из которых — это, конечно же, создание новой русской армии и военной школы, позже выпустившей таких легендарных полководцев, как Суворов, Ушаков и Кутузов.

Ролик «Государственные реформы Петра I» позволит школьникам увидеть быстро меняющийся мир XVIII века глазами русского человека, жившего в то время. Видео представит важнейшие события и реформы времени правления императора: от создания первого в России музея до принятия Табели о рангах, от основания Санкт-Петербурга до Северной войны — кульминационного эпизода петровской эпохи, доказавшего нужность и эффективность нововведений императора. Если бы страна проиграла в этом конфликте со Швецией, она лишилась бы выхода к Балтийскому морю. О том, как Петру удалось в предельно короткие сроки трансформировать российскую армию и за счёт этого одержать победу, можно узнать из видео «Северная война». А ролик «История Государства Российского. Развитие Петром I Русского Флота» посвящён становлению Балтийского флота, сыгравшего в этом столкновении огромную роль. Созданный императором в 1702 году, он действует до сих пор и является предметом гордости всей России. Интересно, что в развитии флота принимал участие и православный святой — его реформаторскую роль в истории страны разберёт короткое видео «Пётр Первый и Митрофан Воронежский».

Сегодня пюре — привычная еда, которая есть в рационе почти любого нашего соотечественника. В допетровской России не было ни такого слова, ни главного ингредиента этого блюда. Чем же питались русские люди до XVIII века? И почему они в штыки встретили предложение Петра выращивать картофель? На эти вопросы ответит видео «Питание жителей допетровской Руси».

«Пётр резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил её совершить гигантский прыжок, перенеся Россию сразу через несколько этапов, которые она, рано или поздно, неминуемо прошла бы», — считает историк Е. В. Анисимов. Однако в XVIII веке далеко не все признавали необходимость радикальных реформ Петра I. Нововведения не только были чужды большей части народа, но и требовали огромных средств на их реализацию, из-за чего в годы правления императора в России не раз вспыхивали бунты. Узнать о них можно из викторины «Общество и государство. Тяготы реформ». А результатам преобразований Петра, совершённым несмотря на протесты населения, посвящено приложение «"Новая Россия». Итоги реформ".

Указ о престолонаследии Петра сыграл с Россией злую шутку. Император так и не назначил преемника, поэтому после его смерти страну накрыла новая смута: правители начали сменяться один за другим; при этом переход власти в новые руки чаще всего был насильственным. Коротко об этом тёмном времени расскажет видео «Дворцовые перевороты».

Петровская эпоха

Сценарий урока «Россия в XVIII веке. Пётр I» представит петровскую эпоху в мельчайших деталях. На занятии школьники инсценируют сюжет покупки товаров на московском рынке тех времён, чтобы понять особенности старой монетной системы, проследят маршрут путешествия Великого посольства, прочитают аутентичную заметку иностранца о России начала правления Петра, увидят ключевые военные сражения на анимированной карте и проанализируют художественные реконструкции знаковых событий начала XVIII века. Объёмный материал, наполненный красочными иллюстрациями, видео и интерактивными заданиями, даст старшеклассникам наиболее полное понимание как проблем, так и реализованного Петром потенциала старой России.

Реформы императора коснулись всех без исключения аспектов жизни россиян, будь то досуг, питание, архитектура или мода. При этом Пётр был внимателен к деталям, например, он запрещал мужчинам носить бороды, чтобы те больше походили на европейцев, а значит, и вызывали у иностранцев больше доверия. Тех, кто не мог отказаться от растительности на лице, облагали особым налогом. Признаком его уплаты был «бородовой знак» — жетон с изображением усов и бороды и надписью «Деньги взяты». Именно Пётр I ввёл нумерацию домов по улицам, которую мы используем до сих пор, и начал строить здания на современный манер, с коридорами вместо печей по центру; он перевёл страну на новый календарь (старый вёл отсчёт от создания мира) и познакомил россиян с такими привычными нам блюдами, как суп и котлета. Убедиться в том, что даже сегодня мы продолжаем жить в созданном Петром государстве, поможет сценарий урока «Перемены в повседневной жизни российских сословий в XVIII веке», который перечислит его основные нововведения, отразившиеся на быте наших соотечественников.

Проверить, насколько хорошо вы знаете петровскую эпоху, её деятелей, особенности жизни при первом императоре, помогут задания приложения «Российское общество в эпоху Петра I» и вопросы кроссворда «Эпоха Петра I».

Пётр I в культуре и искусстве

Пётр I, как и любая значимая историческая фигура, оставил огромный след в культуре своей страны. Можно сказать, что, в какой-то степени, он даже стал её основателем. Без просветительских и образовательных реформ императора не было бы ни Ломоносова, ни Менделеева, ни Пушкина, который не раз прибегал к образу Петра в своих произведениях. Познакомят с ним сценарии уроков «А. С. Пушкин „Полтава“. Образ Петра Первого в поэме» и «"Два всадника»: пушкинская трактовка образа Петра Великого".

Одну из своих поэм Пушкин посвятил старейшему и самому известному памятнику Петру, что стоит в Северной столице, — «Медному всаднику». На самом деле, монумент сделан из бронзы, а своё прозвище получил именно благодаря творчеству поэта. Этому и другим памятникам, установленным в честь правителя, посвящено приложение «Памятник Петра I». Интересно, что до петровской эпохи таких скульптур в России было очень мало. Традицию увековечивать память об исторических личностях в бронзе внедрил именно Пётр.

Российская история записана не только буквами, но и нотами. Наш народ в течение веков слагал песни о войнах, победах и великих вождях. Приложение «Исторические песни и их герои» предложат найти произведения, посвящённые Петру и другим российским правителям.

«Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник".

А. С. Пушкин



Борис Куприянов о детстве в пионерском лагере


27 декабря 2024 г.


Профессор департамента педагогики Борис Куприянов принял участие в съемках программы телеканала "Культура", посвященной устройству детского отдыха в СССР

Александр Савенков получил диплом Лауреата от образовательной платформы «Юрайт»


26 декабря 2024 г.


Директор института педагогики и психологии образования МГПУ был награжден в номинации «Педагогические науки»