А Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами.
А. А. Григорьев
6 июня исполнится 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, поэта, драматурга, прозаика, заложившего основы русского реалистического направления, литературного критика, основоположника русского литературного языка, публициста, журналиста, редактора и издателя, великого отечественного классика.
«Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей… Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела… Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель» — так говорил о вкладе А. С. Пушкина писатель и публицист Н. Г. Чернышевский.
На протяжении двух столетий творчество литератора является бесценной жемчужиной русской и мировой литературы. Произведения Александра Сергеевича не оставляют равнодушными ни взрослых, ни детей. Можно сказать, что с Пушкинскими текстами мы идём рука об руку всю жизнь: знакомимся с ними в детские и школьные годы, а затем, будучи взрослыми, стремимся оценить его вклад и значение для всей литературы.
Чем в детстве интересовался будущий поэт? Как на поэта повлияло обучение в Царскосельском лицее? Какие взаимоотношения складывались у литератора с властью? Как называется имение Пушкиных, где прошёл самый плодотворный период творчества поэта? Что послужило причиной роковой дуэли Пушкина с Дантесом? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина.
«Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо…»
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в обедневшей дворянской семье офицера Сергея Львовича и его жены Надежды Осиповны. Приложение «День русского языка» позволит понять, как праздник связан с днём рождения Пушкина. Отец служил чиновником в Московском комиссариате, а мать была внучкой Абрама Ганнибала, африканца по происхождению, денщика при императоре Петре I. Детство Пушкина проходило вместе с любимой сестрой Ольгой, которая была на год его старше. Из видео «Детство А.С. Пушкина» можно узнать о подмосковных усадьбах, связанных с юными годами автора.
В раннем детстве Александр никак не проявлял своего таланта. Он был неуклюж и тучен, не любил прогулки, с большой охотой сидел дома и наблюдал за рукоделием своей бабушки Марии Алексеевны. Начальное образование мальчик получил дома, родители нанимали ему гувернеров и учителей из Франции, Германии, Англии, России. Учёба давалась маленькому Саше тяжело, а преподаватели отмечали, что он не прилежен. Однако увлечение чтением, вскоре переросло в создание собственных произведений: в 7 лет Пушкин сочинил на французском языке маленькие комедии, подражая Мольеру, позже, прочитав работы Лафонтена, юный автор захотел писать басни. Все прочитанные книги вдохновляли начинающего писателя. Интерактив «Великие русские писатели. Биография А.С. Пушкина» позволит проверить знания учащихся биографии А.С. Пушкина.
«Воображаю день счастливый, // Когда средь вас возник лицей…»
В 1811 году Александр Пушкин поступил в Царскосельский лицей. Видеосюжет «Пушкин в лицее» даст возможность представить, в каких условиях жили и учились воспитанники. Уроки юноше давались с трудом, особенно логика и математика. При блестящей памяти ему недоставало усидчивости и внимания. Педагоги отмечали эрудицию воспитанника. В Лицее юный автор продолжал много читать и писать тексты на французском языке. На русском языке он составлял небольшие эпиграммы и послания, а также намечал структуру будущей автобиографии. Юношу настолько увлекало литературное творчество, что идеи произведений рождались одна за другой на несколько месяцев вперёд.
В 1814 году в журнале «Вестник Европы» было опубликовано первое стихотворение поэта «К другу стихотворцу» под псевдонимом Александр Н.к.ш.п. В начале 1815 года во время экзамена А. С. Пушкин прочел своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», посвящённое событиям Отечественной войны 1812 года. Произведение было высоко оценено Г. Р. Державиным. Пушкин позже вспоминал: «Не помню, как я кончил своё чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли». Об этом знаменательном дне расскажет видеоурок «А. С. Пушкин „Няне“. Этапы жизни и творчества». В лицее Пушкин заочно вступил в литературный кружок «Арзамас», члены которого (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, Д. В. Дашков и другие) выступали против архаических литературных традиций.
«Пока свободою горим, // Пока сердца для чести живы, // Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные порывы!»
В 1817 году Александр Пушкин окончил Царскосельский лицей и поступил на службу в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. Государственная служба мало привлекала молодого человека. После 6 лет учёбы Пушкин с головой окунулся в светскую жизнь столицы и, как известный автор, попал в общество петербургских писателей.
Через 2 года Александр Сергеевич вступил в литературно-театральное общество «Зеленая лампа» при декабристском «Союзе благоденствия», участники которого придерживались свободолюбивых идей. На собраниях читали стихи, обсуждали театральные премьеры, критиковали публицистические статьи, вели не только светские споры, но и политические беседы. Всё это нашло отражение в творчестве автора: он написал несколько эпиграмм на государственных деятелей того времени, оду «Вольность», стихотворения «К Чаадаеву» и «Деревня». Материал «Пушкин в Петербурге» познакомит с вольнолюбивой лирикой поэта, а видео «А.С. Пушкин „К Чаадаеву“», «А.С. Пушкин „Я вас любил“» и «А. С. Пушкин „Зимнее утро“» помогут при подготовке выразительного чтения.
Острые политические произведения навлекли гнев Александра I, и Пушкина было решено сослать в Сибирь или в Соловецкий монастырь, но за поэта заступился Н. М. Карамзин. А. С. Пушкина по службе перевели из столицы на юг. В 1820 году, перед отъездом, Александр Сергеевич закончил поэму «Руслан и Людмила», которую высоко оценил Василий Жуковский и подарил поэту свой портрет с подписью «Победителю ученику от побеждённого учителя». Приложение «А. С. Пушкин „Руслан и Людмила“» напомнит имена героев поэмы, а тест «Поэма А.С. Пушкина „Руслан и Людмила“» проверит, знакомы ли школьники с содержанием произведения.
«Никому // Отчета не давать, себе лишь самому // Служить и угождать…»
В сентябре 1820 года Пушкин прибыл в Кишинёв. Свободные часы автор уделял творчеству: в этот период появились «Кавказский пленник», «Гавриилиада», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Песнь о вещем Олеге», а также началась работа над романом в стихах «Евгений Онегин». Приложение «А. С. Пушкин баллада „Песнь о вещем Олеге“» направлено на проверку фактического содержания произведения.
В Петербурге тогда стали выходить книги поэта — «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». С них и началась профессиональная деятельность А. С. Пушкина. Он первым из писателей в России стал зарабатывать литературным трудом.
В Москве в 1824 году полиция вскрыла письмо Пушкина. Поэт писал В. К. Кюхельбекеру об увлечении «атеистическими учениями». За такие высказывания поэту грозила не просто отставка, его отправили в Михайловское в ссылку на 2 года за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». Писателя лишили скромного жалованья, установили надзор, а конец срока наказания никак не обозначили.
В Михайловском Александр Сергеевич вёл уединённый образ жизни: единственным развлечением для писателя стали беседы с няней Ариной Родионовной. Её сказки, по словам автора, исправляли недостатки французского воспитания. Предлагаем обратится к материалу «Александр Сергеевич Пушкин „Няне“», который продемонстрирует актёрское чтение стихотворения. Затворнический образ жизни действовал благотворно на Пушкина: писатель много читал, работал, размышлял о творчестве. В первую михайловскую осень он начал писать трагедию «Борис Годунов», которая стала важным этапом в творчестве поэта, поскольку он перешёл от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению персонажей. Тест «А. С. Пушкин „Борис Годунов“» позволит проверить знания учащихся по прочитанному произведению. В этот период Александр Сергеевич завершил стихотворение «К морю», возобновил работу над автобиографическими записками, написал шуточную поэму «Граф Нулин», любовное стихотворение-посвящение «К ***».
Будучи в ссылке, писатель привлекался к следствию по делу о восстании декабристов 1825 года, так как его стихи были найдены у арестованных участников восстания. В начале сентября 1826 года Пушкина вызвали в Петербург на аудиенцию к Николаю I. Император пообещал поэту своё покровительство и стал его личным цензором. Николай I планировал сделать А. С. Пушкина поэтом при дворе, но его расчёт не оправдался. Уже через год Александр Сергеевич написал стихотворение «Арион», в котором выразил верность освободительным идеям, и передал на сибирскую каторгу стихотворение «Во глубине сибирских руд» — послание революционерам.
Цензура усилилась, личную переписку поэта просматривали, о каждом его шаге докладывали. Писателю запретили свободно ездить по стране и публично читать свои произведения. Несмотря на жесткий контроль, литератор продолжил отстаивать вольнолюбивые идеи и посвятил этой теме стихотворения «Поэт и толпа», «Поэт».
Болдинская осень
Осень 1830 года поэт провел в родовом имении Болдино в Нижегородской губернии, куда отправился для вступления во владение деревней Кистенево, подаренной его отцом к свадьбе с Натальей Гончаровой. Критики расценивают данный период как творческий взлёт автора. Здесь им были написаны «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде» и около 30 стихотворений. Материалы «Кроссворд по произведению А. С. Пушкина „Сказка о царе Салтане…“» и «Викторина по произведению А.С. Пушкина „Сказка о попе и о работнике его Балде“» напомнят содержание произведений, а с помощью интерактива «Сказки А. С. Пушкина» можно соотнести отрывки сказок и их названия. Сценарий урока «"Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни. Роль лирических отступлений в романе" расскажет, как лирические отступления связаны с образом автора, а видеофрагменты «Читаем Онегина дома и в театре. Глава первая X-XV» и «Читаем Онегина дома и в театре. Глава первая XXVII-XXX» познакомят с особенностями актёрского прочтения текста.
В Москву А. С. Пушкин вернулся в декабре, а через несколько месяцев обвенчался с Натальей Гончаровой. Писатель мечтал об уединении, тихой семейной жизни и спокойной работе над книгами, но его желаниям не суждено было сбыться.
«Погиб поэт! — невольник чести — // Пал, оклеветанный молвой, // С свинцом в груди и жаждой мести, // Поникнув гордой головой!..»
8 февраля 1837 года на Черной речке состоялась дуэль Александра Пушкина с французом Жоржем Дантесом, главным интриганом, порочащим репутацию Натальи Пушкиной. Видеоматериал «Дуэль Пушкина» даст возможность старшеклассникам в подробностях представить, что произошло в тот роковой день. Во время поединка литератор был тяжело ранен и скончался через два дня — 10 февраля. Тест «Биография А.С. Пушкина» направлен на контроль знаний жизни и творчества писателя.
Смерть Пушкина многие восприняли как национальную трагедию. Это нашло отражение в поэтических откликах М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова.
В 1937 году на месте дуэли Пушкина с Дантесом на Черной речке установили обелиск работы скульптора М. Г. Манизера.
«Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников».
К. Д. Бальмонт
Источник изображения: experience.tripster.ru