Top.Mail.Ru

К 175-летию со дня рождения Ивана Павлова

Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то и их бы не хватило вам. Большего напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях.

И. П. Павлов

26 сентября исполняется 175 лет со дня рождения Ивана Петровича Павлова, выдающегося учёного, физиолога, создателя науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы, лауреата Нобелевской премии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». И. П. Павлов —один из основателей физиологии поведения и психофизиологии. Его теории и методы исследования не только оставили значительный след в научном сообществе, но и продолжают вдохновлять учёных по всему миру.

«Первым физиологом мира» однажды назвали Ивана Петровича коллеги на международном съезде. Ни один из русских учёных того времени не был так известен за рубежом, как Павлов. Исследователь являлся почётным членом более 100 академий и научных сообществ.

Исследованиям физиологии высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов посвятил 35 лет своей жизни, создав теорию условных рефлексов. Открытия в области физиологии пищеварения и кровообращения, учение о высшей нервной деятельности стали частью золотого фонда мировой науки и сделали имя учёного бессмертным.

Какое образование получил исследователь? Какие обстоятельства привели Павлова к научной деятельности? Чьими трудами он вдохновлялся? В чём состоит вклад И. П. Павлова в науку? Как Ивану Петровичу удалось сочетать свои исследования с преподавательской деятельностью? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 175-летию со дня рождения Ивана Павлова.

Детство и юность

Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. Отец, Пётр Дмитриевич, некоторое время преподавал греческий язык и латынь в Рязанском духовном училище. Мать, Варвара Ивановна Успенская, происходила из семьи священнослужителя.

Иван был старшим ребёнком в семье. Он с детства помогал родителям по хозяйству, при этом находил время на игры и чтение. Обучение грамоте началось, когда мальчику исполнилось 8 лет, однако за школьную скамью он сел спустя 3 года, так как сильно ушибся, упав с лестницы. После выздоровления Иван Павлов стал учеником Рязанского уездного духовного училища, в котором когда-то преподавал его отец. Учился юноша прилежно и по окончании учебного заведения получил рекомендацию продолжить обучение в семинарии.

В 1864 году Павлов поступил в Рязанскую духовную семинарию. Он отлично учился, стал репетитором и помогал своим отстающим однокурсникам. Будучи семинаристом, И. П. Павлов познакомился с трудами В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена и пропитался их идеями. Вскоре юноша увлёкся естествознанием, огромное влияние на него оказала работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Тест «Высшая нервная деятельность. Работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова» проверит знания учащихся о рефлекторных механизмах психических процессов. Спустя время молодой семинарист понял, что не желает идти по выбранному ранее пути, и решил посвятить себя науке. В 1870 году Иван Петрович покинул родной город и отправился в Петербург, чтобы поступить в университет.

«Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на её вершины»

По правилам тех лет выпускников семинарии не принимали на физико-математический факультет. Павлов сначала сдал экзамены на юридический, а через 10 дней перевёлся на естественное отделение физмата. Как и в гимназии, Иван Петрович прилежно учился, он получал императорскую стипендию. По мере обучения Павлова всё больше интересовала физиология. Окончательный выбор был сделал под влиянием профессора И. Ф. Циона, который читал лекции в институте. Ивана Павлова восхищало не только искусство проведения опытов, но и удивительный артистизм преподавателя.

В 1875 году Павлов с отличием окончил институт, а спустя год поступил на 3 курс Медико-хирургической академии и устроился туда в качестве ассистента в лабораторию. В течение 2 лет Иван Петрович проводил исследования по физиологии кровообращения. Труды молодого учёного были высоко оценены С. П. Боткиным, основателем русской клинической медицины. В декабре 1879 года И. П. Павлов с отличием окончил Медико-хирургическую академию и в январе 1880 года был принят в Институт врачей на кафедру факультетской терапии.

«Всякое дело не идёт без настоящей страсти и любви»

В 1880 году учёный приступил к работе над докторской диссертацией. Спустя 3 года состоялась защита по теме «Центробежные нервы сердца». Получив звание приват-доцента весной 1884 года, Иван Петрович отправился в научную командировку в Германию. В данный период он занимался исследованиями нервно-мышечной физиологии и изучением влияния блуждающего нерва на левый желудочек сердца.

Учёный вернулся в Россию в январе 1887 года. Через 3 года он стал сначала профессором кафедры фармакологии, затем устроился профессором кафедры физиологии, которой руководил до 1925 года, в родную Военно-медицинскую академию, прежде носившую название Медико-хирургической академии.

С 1890 года у И. П. Павлова появилось ещё одно место работы —заведующий отделом физиологии Института экспериментальной медицины. Лекции учёного отличались простотой изложения и наглядностью опыта. Профессор Павлов считал, что крайне необходимо объединять теоретические курсы с практическими занятиями в единое целое. Институт экспериментальной медицины являлся местом приложения научных и творческих сил исследователя.

«Моя вера — это вера в то, что счастье человечеству даёт прогресс науки»

В 1890-х годах Иван Петрович провёл ряд значительных экспериментов, изучавших роль нервной системы в деятельности пищеварительных органов. Один из опытов заключался в том, что лабораторной собаке наложили более 200 швов, изолируя часть желудка и не нарушая при этом нервных связей в остальной части. Желудочный сок выделился в ненарушенной зоне и не был обнаружен там, где нервы были перерезаны. Открытия в области взаимосвязи функций нервной системы и пищеварения принесли учёному Нобелевскую премию по медицине в 1904 году. Видеоурок «Пищеварение в желудке. Вклад И. П. Павлова в изучение пищеварения» познакомит с осо­беннос­тя­ми пищеваре­ния в же­лу­дке. Тест «Микробиом человека. Регуляция пищеварения. Методы изучения органов пищеварения. Работы И. П. Павлова» можно использовать для проверки знаний по данной теме, а материал «Регуляция пищеварения. Гигиена питания» проверит, знают ли школьники, почему пищу необходимо тщательно пережёвывать.

Начиная с 1902 года исследователь занимался опытами над рефлекторными реакциями организма на внешние раздражители. Сценарий урока «Высшая нервная деятельность человека. Безусловные и условные рефлексы, их значение» расскажет о том, что лежит в основе поведения человека и обеспечивает его быстрое приспособление к изменяющимся условиям существования. Опираясь на учение И. М. Сеченова о рефлексах, которые подчинены схеме «сигнал —раздражение — ответ», Павлов выяснил, что реакция зависит от конкретных внешних условий и влияния на психическую активность процессов, происходящих в коре головного мозга. Так великий учёный открыл условные рефлексы. Из видеоурока «Высшая нервная деятельность человека. Условные и безусловные рефлексы, их значение» вы узнаете, что такое рефлекс и рефлекторная дуга. Приложение «Безусловные и условные рефлексы» позволит установить соответствия между названиями рефлексов и их характеристиками, а с помощью интерактива «Безусловные и условные рефлексы. Торможение рефлексов» можно определить процессы по иллюстрациям.

«Если человек вечно будет с целью, которую надо достигать, то он не разочаруется в жизни…»

Первая мировая война и революционные события, которые за ней последовали, осложнили привычную работу лаборатории исследователя. Тогда Иван Петрович задумывался об отъезде за границу, но решил остаться. В 1923 году специально для исследований Павлова был создан научный питомник в посёлке Колтуши под Петроградом, чуть позже преобразованный в биостанцию. В 20-е и 30-е годы ХХ века станция активно развивалась, появились каменные здания лаборатории, жилые и подсобные помещения. Её называли «столицей условных рефлексов». На основе станции в 1939 году образовался Институт эволюционной физиологии. Видео «Научный городок в Колтушах» расскажет об исто­ри­и создания би­ос­танции авто­номно­го научно-исследователь­ско­го ком­плек­са.

С 1925 года академик И. П. Павлов стоял во главе Института физиологии Академии наук СССР. Незадолго до смерти, в 1935 году, на XV международном конгрессе физиологов в Ленинграде учёный получил почётное звание «старейшины физиологов мира».

Иван Петрович Павлов оставил после себя богатое наследие. Его труды продолжают изучать и применять в различных областях науки. В научную сферу учёного в разное время входили вопросы, связанные с кровообращением, пищеварением и высшей нервной деятельностью, и во всех этих областях академик добился результатов. Сценарий темы «Органы чувств и сенсорные системы» познакомит с учением Павлова о сенсорных системах, а видеоурок «Органы чувств. Сенсорные системы, их строение и функции» позволит понять значение органов чувств в жизни человека. Тест «Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы» проверит, знают ли учащиеся, из каких звеньев состоят анализаторы. Итогом многолетней педагогической деятельности Ивана Петровича стало создание Петербургской физиологической школы и воспитание целой плеяды видных учёных.

«Счастье человека где-то между свободой и дисциплиной».

И. П. Павлов

Источник изображения: Портрет академика И.П.Павлова (tretyakov.ru)



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»