Поди, разбери, где счастье, где несчастье. Все мне говорят, что я счастливец, очень может быть, охотно верю, но сам себя счастливым не называю и никогда не назову, точно так же как и несчастным, хотя и об одном ухе и с вечной тяжестью на сердце.
В. А. Серов
19 января исполняется 160 лет со дня рождения Валентина Александровича Серова, выдающегося русского художника, академика Императорской академии художеств. Он славился своими психологическими портретами. Используя «солнечную» палитру, с помощью которой создавал глубокие и честные работы, мастер передавал характер и особенности своих моделей. Наиболее известными картинами являются «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем», «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой», «Портрет Марии Николаевны Ермоловой». В. А. Серов блестяще владел своей безжалостной кистью — умением передать суть героев на полотне.
Невероятно многогранным было дарование художника. Помимо достижений в портретной живописи, он оставил огромное количество не менее значимых работ в античной и исторической живописи, анималистике, книжной иллюстрации и русском пейзаже. Также Валентин Александрович с огромным энтузиазмом брался за оформление постановок музыкального театра и выставок, выпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись и состоял в совете Третьяковской галереи. Серов, обладая тихим и скромным характером, сумел добиться непререкаемого авторитета среди знаменитых мастеров своей эпохи.
Кем были родители художника? У каких педагогов он обучался? В чём особенность портретов Серова? Какие работы прославили мастера? К каким художественным произведениям Валентин Александрович написал иллюстрации? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 160-летию со дня рождения Валентина Серова.
«И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — всё было у Серова, и было в превосходной степени»
Валентин Александрович Серов родился 19 января (по новому стилю) в 1865 году в Петербурге. Его отец Александр Серов был музыкальным критиком и композитором, мать Валентина Серова — пианисткой и первой в Российской империи профессиональным композитором-женщиной. Александр Николаевич Серов умер, когда мальчику было 6 лет. Вскоре после его смерти мама и сын переехали в Мюнхен. Валентина Семёновна рано заметила талант Валентина к рисунку и отдала его на обучение к немецкому гравёру К. Кёппингу.
Успехи девятилетнего мальчика отметил скульптор М. М. Антокольский. После переезда Серовых в Париж у юноши появился новый учитель И. Е. Репин. Установив соответствие между представленными портретами и их авторами в интерактиве «Портреты известных деятелей культуры в творчестве русских художников», вы познакомитесь с одной из работ Ильи Ефимовича. Занятия Валентина продолжились и в Москве, он поселился в доме педагога.
В 1880 году Серов с рекомендательным письмом от Ильи Репина направился в Петербург, где сдал экзамены и поступил в Петербургскую Академию художеств. Через 5 лет он бросил академию, поскольку хотел работать самостоятельно.
«Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах…»
Началась полноценная творческая жизнь художника. В. А. Серов часто гостил в Абрамцеве — подмосковной усадьбе купцов Мамонтовых. Видео «История одного шедевра» расскажет об особенностях художественного кружка, зародившегося в имении Саввы Ивановича Мамонтова. Здесь Серов написал одну из самых известных своих картин «Девочка с персиками». Героиня полотна — 12-летняя Вера Саввишна Мамонтова — дочь крупного промышленника и владельца Московско-Ярославской железной дороги С. И. Мамонтова. С помощью приложения «Детский портрет в творчестве русских художников» можно установить соответствие между представленными портретами и их авторами, а сценарий урока «Портрет друга» даст возможность поразмышлять, легко ли художнику изображать детей. Юная натурщица позировала Валентину Серову каждый день на протяжении двух месяцев. Видеоматериал «В. А. Серов „Девочка с персиками“» расскажет, какое было первоначальное название картины и по какой причине автор её переименовал. С помощью сценария урока «Сочинение по картине В. А. Серова „Девочка с персиками“» можно составить текст-описание полотна, а тест «Картина В. А. Серова „Девочка с персиками“» закрепит знания учащихся об этой работе художника.
«В нынешнем веке пишут всё тяжёлое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное»
Самым значительным своим произведением Валентин Александрович считал картину «Девушка, освещённая солнцем». Натурщицей была двоюродная сестра художника Мария Симонович. Серов давно мечтал написать портрет в саду, где играют лучи солнца и тень листвы. Работа над картиной шла 3 месяца. Сценарий урока позволит понять, какую роль играет освещение художественного образа на полотнах.
Картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем» были показаны на выставке Товарищества передвижников в 1888 году. С данными картинами к художнику Серову пришло признание критиков и публики. С помощью интерактива «Творчество художников-передвижников» можно познакомиться с работами мастеров, сопоставив автора и произведение. Живописную манеру мастера и смешение таких жанров, как портрет, пейзаж и интерьер, особенно высоко оценили импрессионисты. Приложение «Портрет. Натюрморт. Пейзаж» предлагает определить жанр каждой картины.
«Каждый портрет для меня — целая болезнь»
В 1890 годы Валентин Александрович Серов много работал над заказными портретами и путешествовал по России. Сценарий урока «Жанр портрета» расскажет, как менялся портрет со временем, а с помощью одноимённого интерактива и приложения «Парадный портрет и камерный» можно установить вид портрета. И сегодня со множества дошедших до нас полотен талантливого художника глядят лица его современников — музыкантов, художников, литераторов, представителей знати — К. А. Коровина, И. Е. Репина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, композитора Н. А. Римского-Корсакова и других.
В 1892 году Серов получил заказ на картину в честь спасения царской семьи при крушении поезда на станции Борки. С полотна «Император Александр III с семьёй» началась целая серия портретов императорской семьи. Обычно художник подолгу трудился над портретами и назначал натурщикам множество сеансов, но с царём Валентин Александрович встретился лишь единожды. Над образом Александра III мастер работал по фотографии. Сценарий урока «Художник и музей. Исторические и бытовые картины» поможет узнать об особенностях изображения первого императора Всероссийского на картине В. А. Серова «Пётр I».
В 1896 году художник получил право присутствовать на коронации Николая II в Успенском соборе. Серов написал акварель «Миропомазание Государя Императора». Одноимённое видео продемонстрирует коронацию последнего русского императора Николая II.
«Единственное моё оружие — это кисть и карандаш. Другим не владею»
В. А. Серов являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок, но после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов и некоторые другие художники вышли из его состава. В интерактивных заданиях «Русские художники-передвижники конца XIX века» и «Великие русские художники и их произведения» вы найдёте знаковые работы живописцев, соединив фамилии художников с их произведениями. В 1898 году было создано новое объединение художников «Мир искусства», куда вошёл и Валентин Александрович. Приложение «Творчество художников объединения „Мир искусства“» познакомит с произведениями, оказавшими огромное влияние на развитие русского символизма и модерна. Портретист занимался организацией выставок, искал деньги на издание журнала «Мир искусства».
Валентин Александрович Серов добился успехов и в деле книжного иллюстрирования. С его оформлением выходили сборники басен И. А. Крылова, собрания сочинений М. Ю. Лермонтова и другие книги. Художник изучал повадки волков, лисиц, ворон. Серов с детства любил животных, они были частыми героями его полотен. Сценарий урока «Анималистический жанр в изобразительном искусстве» позволит проанализировать изображение персонажей художником в баснях.
В 1898 году великому живописцу присвоили звание академика. Через 5 лет он стал действительным членом Императорской Академии художеств. До 1909 года Серов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества — руководил натурной мастерской. После смерти П. М. Третьякова Валентин Александрович был избран членом совета Третьяковской галереи, он оставался им до конца жизни. Из сценария урока «Путешествие по музею. Государственная Третьяковская галерея» младшие школьники узнают, какая главная идея жизни была у Павла Михайловича Третьякова, а интерактив «Третьяковская галерея» проверит знания учащихся об истории и некоторых экспонатах Третьяковки.
В последние годы жизни Валентин Александрович Серов попробовал себя в роли театрального художника у С. П. Дягилева на его Русских сезонах. Он написал эскиз занавеса для балета «Шехерезада», портрет Дягилева, афишу балета с Анной Павловой.
В. А. Серов является символом целой эпохи. Его картины продолжают волновать сердца людей, а его вклад в развитие русской живописи невозможно переоценить. Приложение «Творчество Валентина Серова» позволит установить соответствие между знаковыми произведениями Валентина Александровича Серова и их названиями.
«Картины Серова в большинстве случаев такие же молчаливые, каким он был сам, в них нет никакой позы, ничего навязчивого, ничего внешне яркого и мишурно-блестящего. И они как будто скромны. Но если вникнуть в них, то это целый мир жизни, в них бесценные богатства художественной красоты; под простотой скрывается величайшая утончённость и мастерство. Это лучшие памятники нашей эпохи».
А. Н. Бенуа