Top.Mail.Ru

Изучаем специальные средства коммуникации

Студенты 3 курса института специального образования и психологии освоили программу этого необычного курса под руководством старшего преподавателя Людмилы Сергеевны Жадан. Сама преподаватель не слышит. Л.С. Жадан имеет не только огромный опыт общения и обучения глухих, слабослышащих, слабовидящих учащихся, а также опыт проведения инклюзивных мероприятий в Третьяковской галерее для посетителей с особыми возможностями здоровья.

Данный курс по изучению различных средств коммуникации в сфере образования, по изучению основ русского жестового языка, наиболее эффективно проходить именно в режиме очного обучения. Все встречи организовывались не в Тимсе, а в учебных аудиториях корпуса на ул. Панфёрова, 8/2.

С первых встреч было понятно, что пары по изучению средств коммуникации — это интересные пары. Они не похожи ни на какие другие учебные мероприятия университета. Пары проходили в полной тишине, иногда студентам нужно было еще закрывать глаза. Как читают книги слепые, как воспринимают информацию люди, которые одновременно не видят и не слышат, как построить общение и как обучать учащихся имеющих помимо сенсорных нарушений, различные нарушения памяти и внимания. Когда проходили темы «Моя семья», «Русские сказки», «Школа. Любимый учитель» и др., студенты составляли свой рассказ визуально — на русском жестовом языке, на котором общаются представители сообщества глухих. Во время прохождения курса студенты просмотрели различные видеоролики, познакомились с некоторыми редкими словарями. Писали жестовые диктанты, то есть поучились даже навыкам сурдоперевода, обратного перевода с русского жестового языка на русский язык (в письменной форме).

Кроме всего этого, студенты вместе с преподавателем посетили несколько мероприятий для глухих и слабослышащих посетителей.

Например, вся группа в полном составе побывала в Театре мимики и жеста на праздничном концерте, посвященном 110-летию Московского общества глухих. На этом концерте студенты впервые увидели вокруг себя более двух сотен глухих и слабослышащих людей, общающихся на русском жестовом языке. Это было необычным опытом — окунуться вдруг в сообщество глухих! Появился стимул учиться визуальным средствам коммуникации.

С середины октября студенты посетили несколько необычных культурных мероприятий. Например, спектакль «Господа Головлёвы» в Театре неслышащих актёров «Недослов» на камерной сцене в РГСАИ на жестовом языке. (Спектакль глухих актёров впечатлил настолько, что студенты подготовили подготовили несколько позитивных отзывов, которые были отправлены директору театра.) Затем был концерт жестовой песни творческого коллектива слабослышащих «Ангелы надежды» в Кремлевском дворце в конце октября. В декабре — экскурсия на русском жестовом языке в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

По окончанию курса на экзамене помимо преподавателя присутствовал второй носитель русского жестового языка, Анна Жадан, глухая студентка магистратуры московского иняза, она приняла участие в диалогах с экзаменуемыми. Студенты смогли оценить свой реальный уровень овладения специальными средствами коммуникации, как на уровне повседневного общения, так и на уровне профессиональной коммуникации педагога.

Даже если судьба сложится так, что выпускникам не придется работать в сфере образования с учащимися с различными сенсорными нарушениями, но есть надежда, что полученные навыки возможно, пригодятся в повседневной жизни. А вдруг глухому человеку где-то понадобится помощь?! Преподаватель Л.С. Жадан уверена, эти студенты помогут построить коммуникацию с людьми, нуждающимся в помощи, доступе к информации.



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»