С 25 по 27 ноября 2023 года в Москве проходила XI ежегодная Всероссийская конференция по театральной педагогике имени Л. А. Сулержицкого. Ее идейными вдохновителями и организаторами стали сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Александра Никитина, Екатерина Асонова, а также старший преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ Татьяна Климова.
Конференция собрала руководителей детских любительских театральных коллективов, школьных учителей и педагогов дополнительного образования, психологов, актеров и режиссеров, сотрудников профессиональных театров, работающих со зрителями, сотрудников библиотечных и музейных отделов по работе с посетителями из разных городов. Партнерами и соучредителями мероприятия выступили Музей МХАТ, ГБОУ Школа № 1228 «Лефортово», Детский театр «Пластилин» г. о. Королев, АНО «Пролог» и Союз женщин России.
В этом году в центре внимания и совместного исследования участников конференции оказалась специфика современного и новейшего искусства для детей и молодежи, особенности театра в контексте других видов искусств. Также важной темой разговора стали социальный театр и социокультурное проектирование в театре для детей и молодежи.
Три дня конференции были построены принципиально по-разному. В первый день участники посмотрели и обсудили социальные спектакли, два из которых были созданы в детских любительских коллективах. В этот день непосредственными участниками конференции были не только взрослые, но и подростки: магистранты программы «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» МГПУ провели с ними обсуждение увиденного в форматах творческой мастерской и безоценочного интервью. Затем эксперты, объединенные в три группы по темам «художественный образ», «образовательные ценности», «социальные эффекты», дали обратную связь о ресурсах и дефицитах каждого из проектов. В процессе этих обсуждений уточнялось и само понимание социального театра с детьми и подростками, его ценностей, целей, художественных особенностей.Второй день конференции был построен таким образом, чтобы каждый из участников имел возможность высказаться и участвовать в исследовании темы конференции и творческих практиках. День начался со «Свободного микрофона»: на нем участники высказались на тему особенностей школьного театра, его возможностей и задач. В конце дня все участники посетили две интерактивные площадки, организованные магистрантами программ «Социальный театр» ГИТИС/РУТИ и «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» МГПУ. Вокруг инсталляций на тему социальных театральных проектов, которые были осуществлены магистрантами минувшим летом, они организовали образовательные перформансы, вовлекая посетителей в активное участие.
В середине дня состоялись:
- презентация книги выпускницы магистратуры «Проектирование городских образовательных инфраструктур» МГПУ, актрисы Театра Роста в Царицыно Анны Старцевой «Вербатим и подростки»;
- встреча с педагогами и руководителями Всероссийского проекта «Оперение»;
- перфолекция магистрантки ГИТИСа Анны Шалуновой, посвященная социальному театру.
Итоги дня горячо обсуждались всеми участниками.
Третий день был посвящен панельным докладами и дискуссиям, в которых принимали участие лидеры мнений, профессиональные педагоги, психологи, театральные критики, режиссеры:- художественный руководитель Театра Юношеского Творчества (ТЮТ) Евгений Сазонов;
- заслуженный учитель России Александр Рывкин;
- психолог Ольга Шевнина;
- ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ Анастасия Россинская;
- театральный критик Марина Шимадина
- театральный критик Александрина Шаклеева;
- театральный критик Мила Денева;
- театральный критик Кристина Матвиенко;
- режиссер Петр Зубарев;
- режиссер Николай Дручек.
Модератором событий последнего дня стала Екатерина Асонова. Спикеры спорили о соотношении форм и содержания новейшего искусства для детей и подростков, о том, в каком из искусств новые поиски проявляются наиболее ощутимо, рассказывали о проектах, где новые тенденции обнаруживаются наиболее явственно.
Таким образом конференция двигалась от наглядных примеров к практике, а от практики — к теоретическому осмыслению. Было поставлено множество вопросов, которые ждут своего исследования и разрешения.
Участники мероприятия оставили множество восторженных отзывов. Вот лишь одни из них:
«25−27 ноября посчастливилось стать участницей Всероссийской конференции „Педагогика искусства“ по вопросам развития школьного детского и молодежного театра. Конференция проходила в Москве. Присутствовали около 500 педагогов, режиссеров из различных городов России. Был откровенный разговор на тему развития современного детского театра, просмотры спектаклей, их обсуждение, дискуссии, открытый микрофон, выступления экспертов-профессионалов в области развития детского и молодежного театрального движения». (Марина Адиякова).
«На три дня выпала из жизни — три дня длилась конференция имени Сулержицкого, которая меня закрутила, завертела, закружила, не давая опомниться. Наобнималась с коллегами — театральными педагогами из разных городов. <…> И много, очень много слушала бесед — о театре и литературе для детей, о современных подростках, о родителях и учителях. Событий было море — и каждое требует подробного рассказа, а не упоминания вскользь. Медленно прихожу в себя и возвращаюсь к обычной жизни…». (Александра Пичул).
Видеозаписи некоторых событий XI конференции по театральной педагогике имени Л. А. Сулержицкого доступны по ссылке.
Фото: Алиса Калинина