Часто, переходя на новый образовательный уровень, вчерашние школьники сталкиваются с рядом трудностей — со «сложными» вопросами, которые мешают продуктивной и позитивной адаптации их в новом статусе — первокурсника. Связаны ли эти сложности с проблемами школьного образования или являются специфическими «вузовскими»? 9 декабря учителя московских школ и методисты Института содержания, методов и технологий образования МГПУ пригласили к разговору на эту тему преподавателей, доцентов, профессоров ведущих московских и российских вузов.
В предметном диалоге представители педагогического сообщества двух уровней образования смогли рассмотреть с разных сторон и сами «сложные» вопросы, и причины их возникновения, а также обсудили возможности и пути решения этой проблемы как отдельно на каждом уровне, так и в сотрудничестве.
На встрече с самым большим клубом учителей иностранных языков Заслуженный учитель РФ Мишин Андрей Валентинович — эксперт-консультант кафедры английского языка ТвГУ, руководитель регионального инновационного центра «Современные образовательные технологии в обучении иностранным языкам», учитель английского языка Гимназии № 12 г. Твери обозначил такие причины возникновения затруднений у современного старшеклассника: несформированность общеучебных умений и читательской грамотности, завышенные амбиции. В качестве решения, учителя определили необходимость правильной акцентуации в предметном обучении, в частности, в концентрации на развитии функциональной грамотности и коммуникативных компетенций современного школьника в преподавании иностранных языков.
О недостаточном развитии у старшеклассников коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий зашла речь и на встрече учителей обществознания с преподавателем факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Латышевой Александрой Николаевной. Сложности, которые испытывают студенты первого курса, по мнению эксперта, лежат в плоскости экономики (межпредметная связь с математикой), политологии (студентам сложно смоделировать избирательный процесс). Также А.Н. Латышева отметила, что недосформированность коммуникативных умений влияет на умение ребят работать в команде, в том числе, в проектной деятельности, на их саморегуляцию и самоорганизацию.
На встрече методического клуба учителей русского языка и литературы обсуждали «сложные» вопросы изучения теории литературы вместе с экспертом, кандидатом филологических наук, доцентом МГПУ Мурзак Ириной Ивановной. Ирина Ивановна показала важность использования деятельностного подхода в освоении литературы, привела примеры применения кейсовой технологии в изучении теоретических понятий школьной программы.
Своим мнением о причинах затруднений школьников в изучении «сложных» вопросов на встрече с учителями химии поделились преподаватели РХТУ им. Д.И. Менделеева, авторы учебных пособий для школьников по общей и органической химии: к.х.н., профессор Власенко Константин Капитонович и к.б.н., доцент Кузнецова Лариса Викторовна.
К.К. Власенко заострил внимание участников встречи на таких фундаментальных понятиях о строении атома, как возбуждённое состояние атома, формы электронных орбиталей и гибридизация электронных облаков. Привёл примеры влияния присутствия различных частиц в водных растворах на кислотность среды и протекание альтернативных реакций между ними. Эксперт отметил необходимость раскрытия взаимосвязи между строением атомов и химическими свойствами веществ.
Анализ некоторых сложных вопросов в курсе органической химии представила Л.В. Кузнецова. Эксперт отметила, что выпускники приходят в ВУЗы с устойчивым мнением, что в органической химии всё надо запоминать. Чтобы избежать этого, важно раскрывать механизмы химических реакций в органической химии, взаимное влияние атомов в молекулах, формировать у школьников умение прогнозировать химические свойства на основе строения молекул органических веществ. Как отметила эксперт — химические свойства вещества есть функция их строения. В своём выступлении Кузнецова Л.В. акцентировала внимание на необходимость изменения подходов к отбору содержания при изучении «сложных» тем, использование в практике учителя методических приёмов, которые будут способствовать восприятию и пониманию старшеклассниками сложного учебного материала.
В ходе заседания методического клуба учителей истории кандидат исторических наук, доцент НИТУ МИСиС И.В. Грибков помог учителям актуализировать сложные для понимания и осмысления учениками темы и рассказал, с какими проблемами в освоении содержания предмета сталкиваются студенты младших курсов. В ходе продуктивного диалога были сформулированы дополнения к списку «сложных» тем, например, такие, как социально-экономическое развитие стран Запада во второй половине XX в., экономическое развитие СССР во второй половине XX в.: от реформ Косыгина к краху советской экономики, а также определены конкретные понятия, явления и процессы, вызывающие затруднения в рамках изучения данных тем, возможные причины возникновения затруднений. Эксперт акцентировал внимание в своем выступлении на необходимость изменения подходов к преподаванию, к выбору форм преподавания. В результате члены клуба путем проведения опроса выбрали 10 «сложных» тем для дальнейшей продуктивной и более глубокой работы над ними.
На встрече присутствовали преподаватели Института естествознания и спортивных технологий МГПУ Суматохин С. В., заведующий кафедрой биологии и физиологии человека, и Кропова Ю. Г доцент кафедры. Юлия Геннадьевна представила результаты опроса студентов-первокурсников и преподавателей. Сложные вопросы курса биологии создают проблемы студентам-первокурсникам в освоении отдельных тем и дисциплин в вузе. Во многом точка зрения учителей на области проблем совпала с видением преподавателей вуза. Включились в обсуждение учителя: Н.И. Перегудова, Ю.А. Мокроусова, С.В. Джавадян, Е.А. Архарова, Т.И. Баламутова, И. Лобачева.
По итогам встречи учителей физики с экспертами А.В. Грачевым, к. ф.-м. наук, доцентом кафедры общей физики физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, лауреатом Ломоносовской премии за педагогическую деятельность — 2008 г., автором УМК по физике для основной и средней школы, и В.В. Кудрявцевым, д.ф.-м.н., к.п.н., профессором старшим ведущим редактором корпорации «Российский учебник», стала понятна основная причина возникновения «сложных» вопросов по предмету: у учащихся не формируется единая физическая картина мира. По мнению преподавателей вузов: «Не страшно, если школьник пришел в ВУЗ, не зная чего-то по физике. Страшно, что у него в голове „винегрет“ из понятий и формул, которые он не может применить».
Еще один многочисленный по составу методический клуб — клуб учителей начальных классов — встретился с А.В. Богдановой — к.п.н., доцентом департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ и С.В. Митрохиной — д.п.н., заведующей кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования ТГПУ имени Л.Н. Толстого.
К выступлению обоих спикеров учителя отнеслись с большим вниманием и уважением. Антонина Владимировна Богданова высказала мнение о важности начального образования в жизни любого человека, так как именно здесь закладываются основы знаний и умений в разных областях науки и жизни. Светлана Васильевна Митрохина простроила траекторию развития школьников с опорой на профессиональное самоопределение ребят: «Вчера — школьник. Сегодня — студент. Завтра — учитель».
Впечатление всех участников встречи можно передать словами учителя начальных классов ГБОУ Школа № 1770 Сауткиной Елены Борисовны: «Спасибо! Очень много важной информации. Провели время с пользой».
Встреча учителей музыки была посвящена анализу отбора содержания для раскрытия содержания «сложных» вопросов в диалоге с автором УМК по музыке Галиной Петровной Сергеевой — к.п.н., доцентом, Заслуженным учителем РФ, членом Совета по музыкально-художественному образованию при Президиуме РАО. Выводом встречи стало понимание участниками встречи, что только многокомпонентная (теоретическая и практическая) и последовательная (с первого по последний год обучения) системная работа, направленная на организацию деятельностного усвоения знаний по «сложным» вопросам, поможет обучающимся усвоить и присвоить эти знания и перевести их в активную плоскость применения не только в образовательных целях, но и в жизни.
По итогам двух встреч участниками всех предметных методических клубов сформирован пул «сложных» вопросов школьной программы. Учителя выразили свою готовность на последующих встречах обсудить подходы к их преподаванию, поделиться своим опытом и предложить педагогические решения.