Одним из основных и достоверных источников учебной информации для учителей и школьников, по-прежнему, является учебник.
16 декабря на встречу с учителями московских школ — участниками предметных методических клубов — методисты Института содержания, методов и технологий образования МГПУ пригласили авторов современных учебников по биологии, химии, истории, технологии, обществознанию, иностранным и русскому языкам, физической культуре и др., включенных в Федеральный перечень. Состоялся разговор о принципах и подходах к отбору материала для раскрытия тех или иных («сложных») терминов, понятий, явлений в учебных предметах школьной программы.
Основную мысль всех встреч можно сформулировать словами эксперта предметного клуба и соавтора УМК по химии Л.М. Мещеряковой: «Содержание учебного материала должно быть не просто набрано, а тщательно отобрано, научно обосновано, логически выстроено, доступно и экономно по времени». На встрече с учителями Людмила Михайловна акцентировала их внимание на компонентах предметного содержания и принципах его отбора: несмотря на то, что непосредственное содержание учебного материала определено программой, учитель должен ориентировать его на личностное развитие и саморазвитие ребят. В совместной работе участники клуба проанализировали содержание ряда практических заданий по предмету и их место в уроке. Используя интерактивные онлайн-сервисы, учителя смогли поработать над вариантами заданий, направленными на отработку различных составляющих процесса усвоения учебного материала.
В разговоре с учителями биологии автор учебников и методических пособий по биологии, доктор педагогических наук Владимир Васильевич Пасечник коснулся нескольких вопросов: исторического изменения подхода к содержанию предмета, примеров отбора контента для учебников, методических подходов, которые позволяют сделать «сложные» вопросы более простыми для понимания учеников. Участники клуба активно подключились к разговору о содержании учебников и возможностях использования их в своей деятельности.
И.Л. Андреев, разработчик линии УМК по истории России издательства «Дрофа», и его соавтор И.В. Амосова в ходе своих выступлений на методическом клубе учителей истории затронули не только сущность возникновения «сложных» вопросов, но и поделились конкретными «рецептами» работы с ними.
И.Л. Андреев обратил внимание на то, что содержание должно, в первую очередь, способствовать пониманию материала, что только через понимание можно перейти к качественному объяснению. Как работать с культурой через иллюстративный материал, как понять географические особенности стран и регионов через заполнение схем при изучении внешней политики России, на что обратить внимание при работе с исторической картой, как через содержание материала связать внутреннюю и внешнюю политику государства и много другое — все это прозвучало в выступлении И.В. Амосовой.
Учителей заинтересовали такие вопросы, как возможности УМК при работе с мотивированными учениками, способными выходить на рефлексивный уровень освоения содержания, различия в отборе фундаментальных, иллюстративных и историографических источников через призму перехода к линейной системе преподавания истории в школе.
На встрече методического клуба учителей русского языка и литературы выступил Р.А. Дощинский, кандидат педагогических наук, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку города Москвы, начальник отдела Московского центра качества образования. Роман Анатольевич подробно проанализировал проблему отбора содержания в решении одного из самых сложных вопросов школьной программы — правописания безударных гласных.
Участники клуба смогли задать эксперту вопросы и про выбор ресурсов, справочников для решения сложных орфографических задач, и про изменения в заданиях ЕГЭ. Кроме этого, на данной встрече учителя русского языка и литературы сформулировали принципы отбора предметного содержания и наметили перспективы разработки методических рекомендаций для педагогов.
Ведущий научный сотрудник лаборатории музыки и изобразительного искусства Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, соавтор одного из УМК по музыке, кандидат педагогических наук Марина Станиславовна Красильникова показала учителям музыки, что при правильной мотивации, основанной, в том числе, на деятельностном вовлечении учащихся в процесс освоения и анализа таких сложных музыкальных жанров как симфония и опера, ребята, становясь соучастниками процесса, легче и глубже усваивают и присваивают получаемую информацию.
Спикер методического клуба учителей технологии — автор УМК по технологии, ведущий научный сотрудник, лаборатории естественнонаучного общего образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, доктор технических наук, профессор Владимир Михайлович Казакевич — рассказал о своем видении дальнейшего развития предмета и модернизации его содержания. Состоявшийся диалог с учителями московских школ был интересен обеим сторонам, участвовавшим во встрече.
Участники методического клуба учителей обществознания встретились с Е.Л. Рутковской, членом авторского коллектива Л.Н. Боголюбова, разработавшего самый популярный УМК по предмету. Проблемы, которые поднимались в ходе встречи, не ограничивались отбором содержания на основе УМК. Елена Лазаревна говорила с учителями о международных исследованиях и о том векторе развития обществоведческого образования, который они задают, о постоянной актуализации содержания учебников по обществознанию (изменения диктует сама жизнь!), о важности понимания и осмысления учебного материала, о поиске и отборе содержания для проведения уроков, которые будут соответствовать уровню развития навыков обучающихся. На вопрос-вызов эксперта: «Можно ли провести два одинаковых урока по одной и той же теме?» — аудитория дружно ответила: «Нет, нельзя!» Педагоги отметили важную роль в решении «сложных» вопросов творческих и проблемных заданий, обращенных к мотивации ученика, к его социальному опыту.
Главная задача современного урока физической культуры: «Научить ребят заниматься физической культурой самостоятельно», — была сформулирована участниками предметного клуба совместно с экспертом — автором учебников по физической культуре, профессором А.П. Матвеевым. В диалоге с учителями Анатолий Петрович не только разобрал суть и содержание «сложных» вопросов, но и сформулировал ценные методические советы и подсказки для использования их учителями на практике.
Выступления экспертов методического клуба начального общего образования: Елены Васильевны Чудиновой, кандидата психологических наук, детского психолога, и Елены Вадимовны Восторговой, кандидата педагогических наук, директора центра проектного творчества «Старт-ПРО» — получили большое количество теплых отзывов и слов благодарности от учителей и методистов. Они помогли учителям сделать глобальные выводы о необходимости формирования у учащихся умения раскладывать каждую проблему на составляющие и придерживаться принципа формирования личности ребенка: от маленького писателя к большому читателю.
Автор и руководитель программы языкового образования OxBridge для образовательных организаций, президент Образовательной компании RELOD, член редколлегии и руководитель научно-методического журнала «Иностранные языки в школе», кандидат педагогических наук Светлана Николаевна Уласевич так сформулировала важные акценты современного лингвистического образования: «При отборе содержания очень большая роль может быть отдана психологам. Ведь когда мы обучаем детей любому предмету, мы влияем на личность ребенка в целом. Например, через английский язык мы развиваем и эмоциональный интеллект тоже. Как можно это оценить через психологические тесты? Обязательно рассмотрим на следующей ступени нашего исследования».
Учителя физики на встрече предметного клуба занимались поиском новых подходов к решению «сложных» вопросов. Встреча прошла очень продуктивно. Несмотря на ограничение по времени и сложность поставленной задачи перед учителями начало формированию банка задания для учащихся было положено: на общей онлайн-платформе участники встречи активно делились примерами заданий, обсуждали и корректировали их формулировки. Некоторые из предложенных заданий вызывали затруднения даже у коллег, но это делало атмосферу только более дружественной и сплоченной, вовлекая в процесс обсуждения все больше учителей. Девизом этого заседания клуба стала фраза: «Жить — здорово, а с физикой — тем более!»
Можно уверенно сказать, что состоявшиеся диалоги были интересны и полезны всем участникам: учителям, методистам и авторам. Они позволили проанализировать содержание учебного материала как важную основу урока, которая связывает все его компоненты в единую логическую нить.
Все приглашенные авторы УМК высказались за продолжение сотрудничества и сотворчества с учителями московских школ!