9 октября 2021 года состоялся воркшоп «Ребенок на пути к науке», организованный Московским городским педагогическим университетом. Он объединил четыре мастер-класса для обучающихся по темам:
- «Особенности исследования городской среды: как найти объект и предмет исследования»;
- «Что такое научный аппарат исследования»;
- «Зачем нужна современная библиотека будущим ученым»;
- «Как я стал победителем конференции „Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности“ в 2021 году».
Для педагогов прошел отдельный круглый стол «Организация проектно-исследовательской деятельности на разных уровнях общего образования».
Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, провела мастер-класс, на котором рассказала ребятам об особенностях исследования городской среды. Екатерина Андреевна построила работу в форме диалога, помогая слушателям понять, как устроен город, чем он живет и кто принимает решения по его благоустройству. Она также объяснила участникам мастер-класса, как определить и сформулировать объект и предмет своего исследования.
Лариса Овчаренко, доцент института специального образования и психологии МГПУ, провела мастер-класс «Что такое научный аппарат исследования». Для его участников рассказ Ларисы Юрьевны оказался крайне актуальным — проводить исследование и работать над проектом значительно легче, владея необходимым инструментарием.
Дарья Мосеева, заведующая научно-методическим отделом Государственной публичной научно-технической библиотеки России рассказала юным слушателям, зачем нужна современная библиотека будущим ученым.
Спикерами четвертого мастер-класса стали ученицы 11-ого класса, участницы проекта «Новый педагогический класс в московской школе», получившие наивысшие оценки жюри на конкурсе проектно-исследовательских работ «Наука для жизни» в 2021 году. Темы их докладов были острыми и интересными:
- «Гид по Серебряному веку»: создание образовательно-просветительского инстаграм-канала @tina_litterae, популяризирующего поэзию рубежа веков" (ГБОУ «школа № 2030»);
- «Правовая культура несовершеннолетних» (ГБОУ «школа № 1492»);
- «Проблема правовой неграмотности и пассивности в мегаполисе» (ГБОУ «школа № 1205»);
- «Юношеская агрессия: буллинг среди школьников» (ГБОУ «школа № 1287»).
Выступления победителя и призеров прошлогодней конференции «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» заинтересовали ребят, планирующих принять участие в конкурсе в нынешнем учебном году.
Завершающим мероприятием воркшопа стал круглый стол «Организация проектно-исследовательской деятельности на разных уровнях общего образования», в котором приняли участие педагоги московских образовательных организаций.
Ведущая круглого стола Татьяна Конобеева, руководитель проектного офиса «Новый педагогический класс» НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, рассказала о том, как программа занятий по проектно-исследовательской деятельности со старшеклассниками московских школ будет реализовываться в рамках университета. В работе круглого стола также приняли участие педагоги призеров и победителей прошлогоднего конкурса проектно-исследовательских работ «Наука для жизни» по направлению «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» Юлия Белоногова (ГБОУ «школа № 1287), Лариса Иванова (ГБОУ «школа № 508) и Жанна Подольская (ГБОУ «школа № 1492). Они поделились наблюдениями и наработками, которые помогли их воспитанникам достичь высоких результатов.
В воркшопе «Ребенок на пути к науке» приняли участие более 150 человек.