Top.Mail.Ru

Пособие профессоров МГПУ стало победителем в международном конкурсе «Академус»

Учебник профессоров МГПУ Наталии Назаровой и Тамары Богдановой «Специальная педагогика. Том 2. Общие основы специальной педагогики» стал победителем в международном конкурсе «Академус» в номинации «Образование и педагогика».

В адрес нашего университета, на имя ректора Игоря Реморенко пришло благодарственное письмо от учредителя VIII Международного конкурса «Академус». В нем наш университет поздравляют с победой в данном конкурсе создателей учебника «Специальная педагогика. Том 2. Общие основы специальной педагогики».

Наталия Назарова и Тамара Богданова — авторы многочисленных научных, научно-методических работ, монографий, учебников и учебных пособий по специальной педагогике, специальной психологии, проблемам инклюзивного образования. О подготовке учебников следует сказать отдельно. Именно по инициативе Натальи Назаровой и под ее руководством был создан целый ряд знаковых современных учебников, с помощью которых ведется подготовка дефектологических кадров не только в нашей стране, но и за ее рубежами. Во-первых, следует отметить учебник «Специальная педагогика», который выдержал более десяти изданий, по нему учились и продолжают учится все новые поколения дефектологов. Для подготовки этого пособия ей удалось собрать и объединить ведущих ученых в данной области. В учебнике впервые на современном уровне сформулированы основные положения специальной педагогики, ее философские, социокультурные, правовые, психологические и медико-биологические основы, охарактеризовано содержание и принципы специального образования, требования к личности педагога-дефектолога. Этот учебник признан во многих странах ближнего зарубежья, переведен на китайский язык.

Для более глубокого погружения в проблемы специальной педагогики в 2007 году было издано трехтомное издание, в первом томе которого рассматривается история специальной педагогики как науки, во втором томе — ее теоретико-методологические основы, в третьем — характеристика педагогических систем специального образования. С момента выхода трехтомника прошло более пятнадцати лет, поэтому авторы подготовили новое издание. Первый том уже вышел, второй том, который является победителем конкурса «Академус», выйдет в ближайшее время, на очереди — подготовка переработанного и дополненного третьего тома.

—  С какими вызовами вы встретились в процессе работы над учебником?

Под влиянием процессов гуманизации образования пересматриваются и обновляются методологические основания современной педагогики, что, в свою очередь, отражается на развитии теории и практики специальной педагогики. Утверждает свою правомерность и эффективность социальная и образовательная интеграция людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Соответственно возникает необходимость научно-теоретического осмысления и обоснования этой концепции, выявления сопутствующих ей организационных и методических особенностей. За последние годы накоплен обширный эмпирический и научно-теоретический материал в самой специальной педагогике, в отдельных ее областях, в специальной психологии. На этой базе сформировалось и уточнилось системное представление о специальной педагогике как о самостоятельной отрасли научно-педагогического знания в структуре педагогики.

Кому адресован учебник?

За несколько лет, прошедших со времени выхода первого издания, стала очевидной потребность студентов, аспирантов, преподавателей, педагогов-исследователей в учебной литературе, раскрывающей научно-теоретические и методологические основы не только отдельных отраслей специальной педагогики, но и всей этой области педагогического знания в целом. В последние годы эта потребность усилилась в связи с повышением требований к научно-теоретической подготовке аспирантов и соискателей. При подготовке дипломных работ, кандидатских диссертаций, а также в процессе обучения в аспирантуре все более востребованы знания в области теории и истории специальной педагогики, необходимо владение новейшей методологией и современными методами научных исследований. В то же время, на наш взгляд, книга может быть полезна и неравнодушному практику, учителю-дефектологу, который ищет и создает новые возможности компенсации нарушенного развития.

— Что вы считали главным при создании данного учебника?

Специальная педагогика имеет свои особые задачи, специфический понятийно-категориальный аппарат, а развитие ее теории и практики во многом обусловлено становлением ряда других отраслей научного знания как естественно-научного, так и гуманитарного характера. Значительным своеобразием отличаются сама организация и содержание специальной коррекционно-педагогической деятельности. Принимая во внимание всю сумму сформировавшихся и обозначенных потребностей, авторы данного учебного пособия, используя свой преподавательский и научно-исследовательский опыт, предприняли попытку обобщения и систематизации того теоретико-методологического мате­риала, которым сегодня располагает учебная и исследовательская практи­ка специального образования. Опираясь на достижения теории специальной педагогики и ее отраслей, а также смежных с нею областей научного знания и учитывая исторический опыт развития научного знания в специальной педагогике, авторский коллектив обобщил современные представления о теоретических основах специальной педагогики, о методологии и методах научного познания, используемых отечественными и зарубежными учеными при разработке и проведении исследований в этой сфере научно-педагогического знания.



Анонсирована программа XIII ежегодной конференция ЕАОКО


26 ноября 2024 г.


В программе — пленарные сессии, круглые столы и секции с участием российских исследователей образования, а также зарубежных экспертов

В МГПУ рассказали о профессии инструктора-проводника для 400 школьников


26 ноября 2024 г.


Насыщенная программа, состоящая из мастер-классов, туристических игр и лекций от знаменитых путешественников, погрузила учащихся в мир туризма