1−2 февраля 2019 года в Московском городском педагогическом университете прошли Шестые общероссийские педагогические чтения по гуманной педагогике «Чистые мысли творят чудеса». Мероприятие продолжило традиции Международных чтений по гуманной педагогике, которые проводятся с 2002 года.
В работе приняли участие учителя, воспитатели, психологи, руководители образовательных учреждений и представители общественных организаций.
С приветственным словом выступили Игорь Реморенко, ректор МГПУ, доцент, кандидат педагогических наук и Виктор Рябов, почетный президент МГПУ, профессор, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО. Открытие Чтений началось с гимна гуманной педагогики и доклада Шалвы Амонашвили, заведующего лабораторией гуманной педагогики Института системных проектов МГПУ, академика РАО, профессора, доктора психологических наук. Продолжил выступление коллеги Михаил Богуславский, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии МГПУ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук.
Многие философские, психологические и педагогические вопросы получили осмысление в процессе совместного поиска ответов на них. На Чтениях обсуждались идеи, заложенные в «Школе Жизни» Шалвы Амонашвили:
- что такое «искусство добромыслия», «прекрасномыслия», каковы секреты и возможности их обретения;
- как пробудить и взрастить мысль творящую;
- в чем заключается творящая сила учительской мысли, какова ее природа;
- как в суете будней помочь человеку осознать себя носителем и хранителем величайших духовных ценностей и понять, что лучший дар, который он может принести человечеству — это улучшить себя;
- почему и зачем мудрые и чистые мысли проходят испытание временем, через какие испытания им приходится проходить и что побеждать;
- какова роль каждодневного внимания к качеству своих мыслей, способствующих красоте общения, красоте поступка;
- как пробудить ответственность за свои мысли, воспитать утонченность и способность сохранить чистоту мысли, защитив ее от агрессивной информационной среды;
- какова роль учителя в воспитании воли к такому преодолению и к стремлению к духовному самосовершенствованию.
Совместному поиску ответов послужили ставшие традиционными на Чтениях формы работы: лаборатории, мастер-классы, сообщения, «Фейерверк педагогических идей» — яркая демонстрация учительского мастерства.
Участники чтений смогли погрузиться в мир гуманной педагогики в лабораториях, где каждый пришедший имел возможность обсудить предложенную проблему и поделиться своим мнением. География руководителей лабораторий — Москва, Дзержинский (Нижегородская область), Самара. Темы: «Мысль, пропитанная Любовью, творит Вселенную…», «Духовная общность учителя и ученика — основа пробуждения мысли творящей», «В.И. Вернадский: мысль и Разум в эволюционной картине мира», «Постигая мир мыслей…».
На мастер-классах участники чтений смогли познакомится с разработками учителей и знатоков гуманно-личностной педагогики, которые продемонстрировали фрагменты своих занятий и поделились опытом. Мастер-классы были представлены специалистами из таких городов как: Москва, Долгопрудный (Московская область), Волжский (Волгоградская область), Новосибирск. Тематика мастер-классов: «Математическая мысль в развитии воображения», «Вместе мы творим наше будущее в каждую минуту школьной жизни», «Где мысль сильна — там дело полно силы», «У добрых людей добрые мысли», «Чистые мысли учителя в духовном совершенствовании учеников», «Сила мысли — тонкий инструмент к сердцу каждого», «Русский язык на охране мудрых и чистых мыслей, проходящих испытание временем», «Единство в триаде «мысль, слово, дело», «Как сила мысли творит чудеса».
Своё педагогическое мастерство, опыт работы в проблематике гуманно-личностной педагогики на «Фейерверке педагогических идей» продемонстрировали студенты, молодые педагоги, опытные мастера, а также родители, которые приехали на мероприятие из Кирова, Ульяновска, Волгограда и Москвы.
Новой формой работы на педагогических чтениях стал диалог по теме «Мысль как источник Света и Красоты», в котором приняли участие и поразмышляли на тему гуманной педагогики Марина Шишова, старший методист ГБОУ города Москвы «Школа № 1561», сотрудник лаборатории гуманной педагогики Института системных проектов МГПУ; Ирмине Погребняка, руководитель Ассоциации гуманной педагогики Латвии и Марина Галиева, психолог.
284 участника Чтений из 46 городов и населенных пунктов России и стран ближнего зарубежья активно участвовали в работе и с интересом слушали спикеров, что позволяет судить о высокой результативности мероприятия. Участники Чтений получили бесценный опыт, который несомненно поможет им как в педагогической деятельности, так и в выстраивании атмосферы диалога в общении с детьми, их родителями, коллегами.