Top.Mail.Ru

Историческая память: реальное и мнимое

Книга «Историческая память: реальное и мнимое» — это собрание познавательных учебно-методических материалов по общим и частным вопросам истории, культуры, а также практической деятельности в области исторической науки (поисковому движению, архивному и музейному делу).

«Как результат последовательного реализованного просветительского проекта Московского городского она уже стала востребована во многих московских школах и в регионах России», — Виктор Кириллов, директор института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета.

«Работе с книгой предшествовала масштабная апробация и реализация обозначенных в ней практик в учебном процессе: это учебные практики наших студентов-историков в архивах Москвы, музейные и педагогические проекты, трансляция смысловых и ценностных установок проекта учителями, многие из которых являются нашими выпускниками и коллегами, в московских школах. Особую ценность представляет то, что материалы просветительской книги — это результат научных дискуссий и живых актуальных процессов и событий в академической среде. Так, материалы книги были апробированы на масштабном научном событии — всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гусевские чтения. Три измерения политической истории России: идеология, политика, практики», — Елена Токарева, заместитель директора института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, руководитель просветительского проекта.

В рамках предлагаемых материалов рассматриваются самые разные вопросы, которые могут помочь учителю сделать преподавание истории в школе более живым, ярким, приближенным к реальной жизни школьника, а следовательно, более эффективным и целесообразным.

В первую очередь, это раздел «Кто и зачем придумывает историю?», посвященный проблеме достоверности сообщаемого: как понять, что перед нами реальный исторический факт, интерпретация этого факта одной из заинтересованных сторон или фальсификация.

Отдельный раздел посвящен русофобии, особо актуальной для обсуждения со школьниками. Прежде всего для того, чтобы донести до их сознания, что это не сегодняшнее явление, что оно возникло не здесь и сейчас как реакция на какие-то конкретные действия России, а является давней тенденцией в отношениях между Россией и Западом и связана со столкновением геополитических интересов.

Отдельно рассматриваются вопросы массовой культуры и того, как она взаимодействует с реальной исторической памятью. Это чрезвычайно важно не только для современной молодежи, но и для представителей старших поколений, недооценивающих значимость и глубину влияния массовой культуры на сознание человека.

Интересна проблема определения сущность исторической памяти: как и зачем
мы сохраняем исторические события и лица, как они отбираются, кто контролирует этот процесс и как его контролировать.

Включены в книгу и материалы, связанные с конкретными сложными периодами русской истории, понимание которых необходимо для формирования целостного представления об историческом процессе и тех тенденциях, которые характерны для русского национального сознания: «смутное время» и распад СССР.

Еще один блок материалов нацелен на развитие компетенций, ориентированных на практическую деятельность в исторической области:

  • Сущность, организация и проведение полноценного научного исследования — «Теория и практики истории»: это важно и для организации проектной деятельности в школе, и для формирования научно-исследовательской компетенции студентов-историков; раздел также полезен для взрослых исследователей;
  • Информационные материалы по архивным и музейным проектам будут полезны как для для специалистов, так и для любителей исторических наук;
  • Основы организации поискового движения помогут как тем, кто серьезно занимается этой работой, так и тем, кто хотел бы присоединиться к работе по сохранению исторического наследия России и восстановлению исторической справедливости.

Завершает книгу один из самых интересных и ярких практических разделов этого тома — «Пособие для начинающих экскурсоводов». Работа с ним будет интересна всем: от экскурсоводов до обычных школьников и учителей, которые хотят провести серию интереснейших внеклассных мероприятий.



Лeкция пpoфeccора Тoкийcкoго yнивepcитeта в МГПУ


26 сентября 2024 г.


В Институте иностранных языков состоялась лекция «Тайвань и французская колониальная политика 1880-х годов» доктора политических наук Василия Молодякова

Итоги конкурса «Лучший молодой преподаватель ИИЯ МГПУ»


25 сентября 2024 г.


24 сентября состоялось подведение итогов конкурса «Лучший молодой преподаватель ИИЯ МГПУ»