18−19 октября 2023 года в онлайн-формате прошла XVI Международная (XXVIII Всероссийская) научно-практическая конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Особое наставничество». Спикеры мероприятия обсуждали роль, место и значение тьюторства в педагогической науке и образовательной практике.
В первый день конференции в пленарном заседании приняли участие два сотрудника лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Об их выступлениях мы расскажем ниже.
«Коммуникация и понимание в наставничестве»
С докладом на эту тему выступила Ирина Криштофик, ведущий научный сотрудник лаборатории. Свое выступление Ирина Сергеевна начала с тревожной статистики: при том, что проблема текучки молодых учителей стоит в образовании довольно остро, лишь 8,5% начинающих московских педагогов отвечают утвердительно на вопрос «Нужна ли Вам поддержка наставника?». И это, учитывая тот факт, что учителя знают о существовании системы наставничества. Знают, что есть люди, готовые прийти на помощь в трудной профессиональной ситуации, но почему-то так редко прибегают к их помощи. Из-за чего же так происходит? Возможно дело в самой системе наставничества, в частности, в формальном создании наставнических пар в образовательных организациях?
Рассуждая на эту тему, Ирина Криштофик подчеркивает: «Наставничество должно быть уместным и востребованным, то есть должно отвечать на запросы молодых педагогов. И поэтому наставнику стоит задумываться о связности трех элементов его деятельности: объекта наставничества, целей и средств. Одно не должно противоречить другому». Спикер представила матрицу самоопределения наставника, в которой были соотнесены:
- типы ситуации, с которыми молодой учитель может прийти к наставнику;
- типы понимания в ситуациях взаимодействия наставника и наставляемого;
- типы коммуникации в наставнической паре;
- и, наконец, конкретные технологии наставничества, наиболее подходящие для конкретной ситуации.
«Если соответствие между этими компонентами есть, если есть связь между объектом, целью и средствами наставнической поддержки, применяемыми в контексте определенной технологии, то взаимодействие между наставником и наставляемым будет эффективным», — заключила Ирина Криштофик.
«Специфика дистанционного наставничества: опыт МГПУ»
«Наш проект вырос из системы наставничества и сопровождения выпускников университета — победителей проекта „Московский учитель“, который стартовал в 2017 году. Тогда мы озадачились вопросом, как может университет помогать своим выпускникам в построении профессионального пути», — начала свое выступление старший научный сотрудник лаборатории Татьяна Щербакова. Решением экспертов стала платформа дистанционного наставничества mentor.mgpu.ru. Сервис был создан для предоставления возможности молодым учителям получать быстрый и эффективный ответ на свой вопрос, решать проблемные ситуации в профессиональной сфере. С 2020 года платформа стала доступна не только для победителей конкурса «Московский учитель», но и для всех выпускников МГПУ, а с 2022 года — для всех молодых педагогов Москвы.
Татьяна Владимировна рассказала о трех сферах консультирования, в рамках которых молодым учителям оказывается наставническая помощь:
- консультация по проблеме. «Здесь можно задать вопрос по конкретной проблематике профессиональной деятельности», — объясняет спикер.
- самоопределение. «Исследования нашей лаборатории показали, что, к сожалению, многие молодые педагоги не задерживаются надолго в профессии и меняют свой вид деятельности, уходя из школ после 1 года или 3 лет работы. Поэтому здесь мы предлагаем им подумать, почему они выбрали профессию учителя, проанализировать свои сомнения и научиться бороться с ними».
- построение профессиональной траектории. «Это направление открывает выпускникам как минимум 6 треков развития, которые они могут реализовать, придя в сферу образования, или же вовсе построить свою уникальную траекторию».
Татьяна Щербакова также подробно рассказала об особенностях работы платформы, очертила круг проблем, с которыми выпускники обращаются к наставникам чаще всего, и продемонстрировала на примере построения профессиональной траектории, как работает принцип дистанционного наставничества.
Видеозапись пленарного заседания, где выступили сотрудники НИИ УГО, доступна по ссылке:
- тайм-код выступления Ирины Криштофик — 01:36:30 — 01:53:30.
- тайм-код выступления Татьяны Щербаковой — 02:08:59 — 02:25:06.
Фото: Freepik