Бездельничать плохо? Современная молодежь и студенты с этим не согласны. Наоборот, они предлагают новые практики досуга. В Московском городском педагогическом университете провели социологическое исследование прокрастинации и выяснили, как изменилось отношение к безделью. Об этом — в материале «Psychologies.ru».
ЛЕНЬ — МЕНЬШЕЕ ИЗ ЗОЛ
В ответах студентов МГПУ прослеживается одна общая мысль: уметь ничего не делать и отдыхать — это талант. Одна из участниц исследования, Мария Топорикова, описывает свой вечер и ощущения от количества предстоящих задач:
«Мне неспокойно. До дрожи в пальцах и сбившегося дыхания. Отчего бы это? Быстро вспоминаю: ну конечно, задача, которую я не решила. Чертова презентация, будь она проклята. Откладываю книгу, снова сажусь за стол, открываю ноут. Даже пишу заголовок, но… Бью по столу кулаком. На глаза наворачиваются слёзы. От обиды. От злости на себя. …Часто ли вы сталкиваетесь с этим? С тревогой от того, что над душой, кажется, что-то нависло. Что-то очень тяжелое и противное. Будто на плечах — мертвый груз, который с каждой секундой давит сильнее, и, если не начать делать то, что должно, рано или поздно обязательно раздавит в лепешку?».
Автор исследования, преподаватель МГПУ Павел Лакаев отмечает, что это действительно тенденция — задумываться о том, чему нужно уделять время и внимание, а чему нет, прислушиваться к себе и своим ощущениям:
«С момента начала пандемии я заметил, что изменилось отношение к лени и безделью. Когда все оказались на самоизоляции, нам пришлось учиться самостоятельно организовывать рабочий процесс, отделять его от отдыха. Интересно было пообщаться со студентами, узнать в письменной форме их мнение о том, что такое лень. Порадовало, что из 160 работ только в нескольких говорилось о безделье в негативном ключе, что Обломов — отрицательный герой, а надо только трудиться, стараться, не жалеть себя. Лень теперь — не что-то отрицательное».
БЫТЬ «ДОСТИГАТОРОМ» — НЕ ГЛАВНОЕ
По итогам соцопроса можно сказать, что получение мировой славы, богатства, умопомрачительной карьеры — это не главное для молодежи. Куда важнее просто быть счастливым, делать то, что любишь, отдыхать, относиться к себе с вниманием и заботой.
Чтобы быть успешным в жизни, важно превратить прокрастинацию из «болезни современного общества» в лучшего друга. Когда человек принимает свою потребность в отдыхе и отводит ему отдельное время, пропадает желание откладывать задания в долгий ящик, страх перед учебой.
ПОЛЬЗА ЛЕНИ И СКУКИ
Одна из участниц исследования, студентка МГПУ Екатерина Недумова пришла к выводу, что лень и скука приводят человека к познанию окружающей действительности:
«Скука завлекает наше мышление в игру, приводит к внутреннему общению с собой, а лень побуждает трудиться и учиться. Но чтобы это осуществить, человек должен иметь интересы, любимые места, куда он мог бы «улетать» от скуки, живой ум, рисующий картины и создающий чертежи разнообразных устройств, которые потом становятся изобретениями века. И, как писал Антуан де Сент-Экзюпери в «Маленьком принце», «ведь можно быть верным долгу и все-таки ленивым».
УМЕЮТ ЛИ СОВРЕМЕННЫЕ СТУДЕНТЫ ОТДЫХАТЬ?
Однозначного ответа нет — слишком все разные. Есть тенденция к осознанию того, что досуг — это такая же важная деятельность, как работа или учеба, к нему нужно подходить осмысленно, не пренебрегать им, выделять отдельное время.
Возможно, взрослое поколение относится к этому по-другому, считая отдыхом смену деятельности (на работе напрягался физически, а дома сидишь за телевизором; просидел всю неделю за столом в офисе — можно на выходных вспахать грядки). У молодежи больше возможностей провести время разнообразно, не зацикливаться на одном хобби на протяжении всей жизни, а пробовать новое.
Проанализировав 160 работ, жюри опубликовало 13 лучших материалов, наиболее полно отражающих мысли студентов касательно лени. Их можно прочитать здесь.