16 апреля 2022 года Лаборатория развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провела Второй межрегиональный симпозиум практик — партнерских площадок МГПУ «Исследование в действии — Action research». Им завершилась серия семинаров для дошкольных педагогов, проходивших в рамках одноименного проекта, руководителем которого является ведущий научный сотрудник лаборатории Татьяна Ле-ван. Начало проекту положил Первый межрегиональный симпозиум, состоявшийся год назад.
Суть проекта «Исследование в действии» заключается в развитии исследовательской компетентности педагогов через их наблюдение за собственной практикой, в постановке и проверке гипотез о том, какой педагогический ход сработает в той или иной ситуации. В течение года участники проекта на семинарах-встречах обсуждали свои профессиональные кейсы и практиковались в создании текстов для будущей книги, иллюстрирующей новые подходы к дидактике дошкольного образования.
Метод анализа педагогами своей практики (Action research) объединил в сетевое сообщество педагогов дошкольных групп из образовательных организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Владимирской, Ивановской, Костромской областей, Красноярского края и Республики Татарстан. Суть метода состоит в том, чтобы сделать изменение практики видимым, осмыслить его и вдохновить других педагогов на собственный шаг в развитии.
В течение учебного года участники проекта встречались в тематических группах в дистанционном формате и прорабатывали «кейсы развития» — построенные по определенной структуре описания проблемных ситуаций и педагогических ходов, которые помогли их разрешить.
Самыми активными участниками стали педагоги московских государственных школ №№ 67, 547, 2031 и 2117, а также негосударственных учебных заведений, таких как центр раннего развития «Волшебный возраст», Павловская гимназия и Rybakov Playschool.
Среди участников из других регионов особо проявили себя педагоги дошкольных образовательных учреждений «Детский сад № 1» и «Детский сад № 56» города Костромы, а также детского сада «Журавушка» Красноярской университетской гимназии № 1 — «Универс» и детского сада № 23 города Шуи Ивановской области. Среди сотрудников этих коллективов в проекте участвовали и магистранты МГПУ, обучающиеся по программе «Проектирование и экспертиза дошкольного образования (культурно-исторический подход Л.С. Выготского)».
В рамках встреч обсуждались вопросы познавательного, коммуникативного, регуляторного развития дошкольников, а также поддержки детской игры и инициативы. Разработанная в Лаборатории развития ребенка технология обсуждения кейсов предполагает максимально рефлексивное и практико-ориентированное осмысление проблемы, насыщение единичного кейса универсальным содержанием.
В работе Второго межрегионального симпозиума приняли участие как авторы кейсов, так и новые члены сетевого сообщества, среди них — студенты и преподаватели Института среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского МГПУ. Помимо кейсов, прорабатывались также пути внедрения метода «Исследование в действии» в методическую работу дошкольных групп и в систему профессиональной подготовки дошкольных педагогов.
По завершении годового цикла проекта модельные исследовательские кейсы будут опубликованы в приложении к новому изданию книги «Современный детский сад: Универсальные ориентиры дошкольного образования» под редакцией Ольги Шиян, ведущего научного сотрудника лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Эта книга стала настольной для многих дошкольных практиков не только в Москве, но и по всей России.
Отзывами о симпозиуме поделились в социальных сетях его участницы — магистрантки МГПУ:
«Моя тема — игра и ребенок. Чего вроде бы проще. Ан нет. Если под игрой понимать развитую сюжетно-ролевую игру, то научить в нее играть детей — почти искусство. Спасибо коллегам за умные советы. Непременно воспользуюсь ими.
И, как всегда, почти под занавес суперприятный бонус от преподавателя МГПУ Ольги Шиян — рекомендация почитать книги: Александр Звонкин «Малыши и математика» и Мария Осорина «Секретный мир детей в пространстве взрослых»", — пишет на своей странице в социальной сети Надежда Королева.
«Часто мы пишем проекты, программы, которые направлены на развитие детей, руководствуемся при этом универсальными ориентирами, прописанными во ФГОС ДО. А если взять конкретного ребенка и конкретную группу с его/их особенностями, проблемами и сначала наметить некоторые шаги для решения этой проблемы, а потом осуществить задуманное, то получается более продуктивно, чем если бы мы представляли детей образно и искали рецепт для всех. В каждой группе, в каждом детском саду найдутся застенчивые дети, найдутся те, кому трудно удерживать правила, есть молчуны