31 мая — 2 июня в пространстве ГЭС-2 прошла уже Вторая международная междисциплинарная конференция «Исследуя сообщество глухих — 2024». Данный ежегодный форум проводится Домом культуры «ГЭС-2» совместно с Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ. В этом году в программу трехдневного форума вошли как отдельные доклады и круглые столы, посвященные социологическим, историческим и лингвистическим аспектам сообщества глухих, так и дискуссии по материалам, подготовленным молодыми исследователями кружка «Исследуя сообщество глухих 2023−2024».
На данном форуме выступали как слышащие, так и глухие специалисты. Два преподавателя нашего Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета выступили модераторами секций конференции.
Людмила Жадан — педагог-филолог, глухая из семьи глухих, преподаватель русского жестового и русского языков, старший преподаватель нашего Института модерировала секцию, в которой было презентовано исследование «Владение русским и русским жестовым языками у школьников: значение для статуса внутри учебной группы». Результаты исследования представили — участники кружка «Исследуя сообщество глухих» (Москва, Россия).
Надия Тюрина была модератором секции «Современные медиа в стране глухих: кино, музыка, визуальное искусство». Тематика представленных докладов отражает широкий спектр интересов исследователей к проблематике на стыке медиа и глухоты. Например, как презентуется жестовый язык в графическом дизайне или какую роль играет музыка в сообществе глухих, а также вопрос кинематографии и кинопроизводства и глухоты.
Коллеги поделились своими впечатлениями о конференции:
Людмила Жадан: «Участвую в конференции второй год. В прошлом году тема моего выступления звучала так „Русский жестовый язык — в центре внимания. Актуальные вопросы обучения глухих специалистов“. В этом году было решено, что нужно уделить большее внимание изучению билингвизма глухих школьников. Удалось с командой провести исследование четырех классов из четырёх московских школ для глухих и слабослышащих. Публикация исследования планируется осенью. Сейчас пока скажу, что вопросам обучения русскому языку глухих и слабослышащих школьников должно уделяться повышенное внимание, в частности, следует изучать и использовать на практике наиболее эффективные методики преподавания языка. Всё это очень интересно».
Надия Тюрина: «Площадка в ГЭС становится центром развития новой междисциплинарной области, интегрирующей в себя все значимые аспекты, связанные с глухотой и сообществом глухих людей. Важно, чтобы образование и сурдопедагогика не оставались в стороне от происходящего процесса. Студенты должны представлять, а еще лучше активно участвовать в производстве современных знаний о людях с нарушениями слуха, о современных подходах к их обучению и социализации».