В октябре 2021 года вышла в свет книга «International Perspectives on Early Childhood Teacher Education in the 21st Century» («Международные взгляды на дошкольное педагогическое образование в 21 веке»). Каждая глава — отдельный труд ученых и исследователей из Австралии, Канады, Китая, Фиджи, Финляндии, Германии, Ирландии, Японии, Новой Зеландии, Маршалловых островов, России, Швеции, Турции, Великобритании, Вьетнама и Замбии.
Авторами главы «Development of Preschool Teacher’s Competences as a Way to Increase the ECE Quality» («Развитие компетенций дошкольного педагога как способ повышения качества дошкольного образования») стали сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Игорь Шиян, Ольга Шиян, Анна Якшина и Татьяна Ле-ван. Эксперты рассказали о проблемах и задачах развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в России. В материале представлено описание системы дошкольного образования в нашей стране и сформулированы новые принципы повышения квалификации дошкольных педагогов, основанные на понятии рефлексивного педагогического действия. Авторы рассматривают рефлексию как самостоятельное исследование педагога, в котором необходимо сопоставить собственные цели и действия с реакциями ребенка, проанализировать возникшие противоречия и соотнести их собственным опытом.
В основании исследования лежит взаимосвязь между качеством структуры и качеством процесса в дошкольном образовании и анализ ее влияния на детское развитие. Под качеством структуры авторы понимают те условия для детей и педагогов, которые создаются на уровнях образовательной системы, организации, группы и персонала. Авторы статьи делают акцент на последний уровень: они приводят данные о влиянии образования педагогов, их опыта и характера профессионального обучения на качество процесса.
Одним из выводов исследования является необходимость развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования. В статье описаны результаты апробации модели развития рефлексии педагогов дошкольного образования через овладение культурными инструментами. Одним из таких инструментов являются «профессиональные очки» — особый способ наблюдения за ситуацией в группе, который фокусируется как на развивающем потенциале действий взрослого, так и на реакциях детей. Другой инструмент — «навигатор профессионального действия» — позволяет в каждой ситуации анализировать ее возможный развивающий эффект и те условия, которые необходимо создать для этого. Авторы статьи отметили, что рефлексивное обучение без отрыва от производства помогает повысить компетентность учителей.
«Профессиональная рефлексия должна стать основным направлением непрерывного педагогического образования», —считают авторы.