Top.Mail.Ru

Исследование о развитии компетенций дошкольного педагога

В октябре 2021 года вышла в свет книга «International Perspectives on Early Childhood Teacher Education in the 21st Century» («Международные взгляды на дошкольное педагогическое образование в 21 веке»). Каждая глава — отдельный труд ученых и исследователей из Австралии, Канады, Китая, Фиджи, Финляндии, Германии, Ирландии, Японии, Новой Зеландии, Маршалловых островов, России, Швеции, Турции, Великобритании, Вьетнама и Замбии.

Авторами главы «Development of Preschool Teacher’s Competences as a Way to Increase the ECE Quality» («Развитие компетенций дошкольного педагога как способ повышения качества дошкольного образования») стали сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Игорь Шиян, Ольга Шиян, Анна Якшина и Татьяна Ле-ван. Эксперты рассказали о проблемах и задачах развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в России. В материале представлено описание системы дошкольного образования в нашей стране и сформулированы новые принципы повышения квалификации дошкольных педагогов, основанные на понятии рефлексивного педагогического действия. Авторы рассматривают рефлексию как самостоятельное исследование педагога, в котором необходимо сопоставить собственные цели и действия с реакциями ребенка, проанализировать возникшие противоречия и соотнести их собственным опытом.

В основании исследования лежит взаимосвязь между качеством структуры и качеством процесса в дошкольном образовании и анализ ее влияния на детское развитие. Под качеством структуры авторы понимают те условия для детей и педагогов, которые создаются на уровнях образовательной системы, организации, группы и персонала. Авторы статьи делают акцент на последний уровень: они приводят данные о влиянии образования педагогов, их опыта и характера профессионального обучения на качество процесса.

Одним из выводов исследования является необходимость развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования. В статье описаны результаты апробации модели развития рефлексии педагогов дошкольного образования через овладение культурными инструментами. Одним из таких инструментов являются «профессиональные очки» — особый способ наблюдения за ситуацией в группе, который фокусируется как на развивающем потенциале действий взрослого, так и на реакциях детей. Другой инструмент — «навигатор профессионального действия» — позволяет в каждой ситуации анализировать ее возможный развивающий эффект и те условия, которые необходимо создать для этого. Авторы статьи отметили, что рефлексивное обучение без отрыва от производства помогает повысить компетентность учителей.

«Профессиональная рефлексия должна стать основным направлением непрерывного педагогического образования», —считают авторы.


Персоны



Состоялась XXXII «Мастерская Б.М. Неменского»


06 ноября 2024 г.


В 32-й художественной конференции приняли участие 1443 педагога из 73 регионов России и 5 зарубежных стран: Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Венгрии и Италии

Хоровые коллективы МГПУ на Международном хоровом форуме в Стамбуле


06 ноября 2024 г.


Хоровые коллективы института культуры и искусств МГПУ приняли участие в мероприятиях хорового форума в Турции и выступили на заключительном Гала-концерте