Top.Mail.Ru

Исследование МГПУ: дошкольники не представляют себе будущее

Московский городской педагогический университет создает future-ориентированную методику для дошкольного образования, которая поможет цифровому ребенку стать успешным через 20−30 лет. В ходе исследования МГПУ выяснил, что воспитатели видят будущее — неясным, относятся к нему с пессимизмом и не осознают своего влияния на futures-умения дошкольников. Но эта позиция с помощью образов будущего легко меняется на проактивную. Материал об этом исследовании опубликован на сайте RussiaEdu.

Работа «Future-ориентированное дошкольное образование» ученых Московского городского педагогического университета Светланы Литвиновой и Юлии Челышевой — результат первого этапа исследования, начатого два года назад. По словам руководителя исследований «Futures-грамотность в дошкольном образовании», директора Зеленоградского отделения МГПУ Светланы Литвиновой, цель этого большого труда — разработать содержание futures-грамотности и дидактики дошкольного образования, ориентированного на будущее.

Первым делом ученые сформулировали критерии futures-ориентированного образования и собрали воедино все существующие на сегодняшний день педагогические методики, которые развивают навыки будущего и пригодятся сегодняшним детям через 20 лет. Затем была разработана методика исследования представлений детей о будущем. По этой методике провели опрос 250 детей 5−7 лет из детсадов Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Тольятти. Дети отвечали на вопросы: «Что такое будущее?», «Кем ты видишь себя в будущем?», «Чему ты хочешь научиться, чтобы тебе это помогло в будущем?»

В результате оказалось, что дошкольники представляют не само будущее, а именно себя в будущем: «хочу быть мамой», «умной», «добрым», «врачом».

«Около 2% детей хотят вырасти „уверенными“, поскольку это качество, по их мнению, „дает всё“, — говорит Светлана Литвинова. — Эти же 2% мечтают стать изобретателями или программистами».

А вот воспитатели, наоборот, практически не видят в будущем себя.

«Большинство опрошенных педагогов дошкольных организаций относятся к будущему с пессимизмом, — рассказывает Светлана Литвинова. — Многие считают прошлое хорошим, настоящее — плохим, а будущее — неясным. При таком подходе невозможно не только научить современного цифрового ребенка навыкам и умениям, которые будут востребованы через 30 — 50 лет, но даже понять, какие из них пригодятся. Мы решили помочь педагогам осознать, что сегодня они могут повлиять на будущее детей, и задуматься, как это можно сделать».

Для этого ученые МГПУ провели форсайт-исследование — эта технология и ее формат коммуникации позволяют участникам договориться об образах будущего и согласовать свои действия в контексте нового видения. Исследовательская группа МГПУ модифицировала форсайт-технологию для педагогов дошкольного образования на основе разработок Международной сетевой лаборатории программ futures-грамотности Томского государственного университета и финского Центра исследований будущего. В пилотном проекте, в котором приняли участие 520 педагогов, воспитателей, преподавателей профильных вузов, ученые использовали онлайн-сервис Shaping tomorrow — один из инструментов форсайта по работе с большими данными.

На основе работы с большими данными и сценариями будущего участники исследования спроецировали образы (тренды, технологии, компетенции) будущего.

Например, педагогам предложили представить ситуацию, когда актуальной проблемой станет недостаток пресной воды, города будут «умными», а все производство — роботизировано. Это произойдет лет через 50, но уже сегодня можно начинать готовить дошкольников к новому миру, в который они войдут взрослыми.

«Безусловно, программированию их учить рано, но развивать навыки комбинаторики, алгоритмическое мышление — возможно, — говорит Светлана Литвинова. — Для этого можно использовать существующие технологии, например, разработанную еще в советское время технологию ТРИЗ». (ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач — прим. ред.)

По словам ученого, для большинства участников стало откровением, что они реально могут оказать влияние на успешность и востребованность детей в будущем. Натурализация образа будущего в настоящем является значимым результатом проявления форсайт-мышления педагогов.

«Форсайт-исследование не дает готовых решений в формате „здесь и сейчас“, оно дает толчок к развитию стратегического мышления, — говорит Литвинова. — Участники пилотного исследования нуждаются в обратной связи с исследователями, поэтому мы в течение года продолжаем консультировать. Переворот в сознании педагогов важнее, чем обучение готовым методикам. После этого, как показывает наш опыт, специалисты начинают смотреть на процесс воспитания с точки зрения futures-грамотности и использовать в этом контексте педагогические технологии, которыми владеют».

Исследователи планируют разработать и внедрить технологии futures-ориентированного образования в российские дошкольные учреждения, а в формате форсайт-исследования создать курсы повышения квалификации воспитателей. По мнению ученых МГПУ это поможет дошкольному образованию стать первой ступенью обучения futures-грамотности.


Персоны



Преподаватели и студенты ИИЯ на конференции в Институте философии РАН


05 ноября 2024 г.


Заведующая кафедрой японского языка Владлена Федянина и студенты востоковеды приняли участие в работе конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»

Доцент МГПУ организовал для школьников исследовательский чекап-проект


03 ноября 2024 г.


В ходе проектной работы школьники разберут особенности функционирования органов кровеносной системы, научатся работать с научным оборудованием и представлять результаты своих исследований

Главные новости