Top.Mail.Ru

Искусственный интеллект в высшем образовании

28−30 июня в Тюмени на площадке Школы перспективных исследований (SAS) прошел первый всероссийский форум «ИИ в высшем образовании. Педагогические вызовы и перспективы российских университетов», организованный ТюмГУ совместно с Центром трансформации образования Сколково.
В форуме приняли участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, директор института общественных стратегий МШУ Сколково Андрей Волков, старший управляющий директор — начальник управления национального развития AI Сбербанка Владимир Авербах, исследователи ведущих вузов России: РАНХиГС, НИУ ВШЭ, Шанинка (МВШСЭН), МФТИ, ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, ЮФУ, УрФУ и др. МГПУ на форуме представили ректор Игорь Реморенко и проректор Роман Комаров.
00116
Отбор участников проходил на конкурсной основе. Конкурс достигал 5 человек на место. Лозунгом форума стала формула из недавно опубликованного международного отчета IBM: «ИИ не заменит людей, но люди, использующие ИИ, заменят людей, которые этого не делают». Отсюда и центральный вопрос мероприятия, ответ на который пытались найти эксперты: «Как сократить нарастающий разрыв между университетскими педагогическими форматами, образовательными моделями и организационной структурой, с одной стороны, и возможностями, которые открывает ИИ, с другой?»
Старт форуму дал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Он отметил, что в настоящее время проводится масштабная работа по обновлению и усовершенствованию системы высшего образования. Этот трудоемкий процесс связан с переходом на новый технологический уклад, в основе которого лежит использование ИИ как одной из кандидатных технологий, призванных обеспечить этот переход.
00253
00113
00268
00257
00111
Пул результатов пилотных исследований в этом направлении представили исследователи ТюмГУ на пленарной сессии «ИИ в образовательном процессе: экспериментальная практика», где показали:
  • новые возможные образовательные модели, в которых ИИ способен для студента предстать в ролях научного руководителя, собеседника, тьютора, агента обратной связи;
  • паттерны взаимодействия обучающихся с большими языковыми моделями под влиянием различных заданных контекстов, в том числе с участием «архитектора», управляющего процессом путем внедрения цифровых «персон»;
  • опыт использования образовательных чат-ботов, специально созданных под задачи курсов;
  • почему студенты пока скромно оценивают роль ИИ в образовании и критически настроены в отношении оценки его функциональности (краткий ответ на этот вопрос: в отличие от живого преподавателя ИИ не обладает субъектностью и «эпистемическим авторитетом»);
  • новую роль-функцию преподавателя в образовательной среде с участием ИИ — медиатора; и т. д.
Познакомиться с представленным опытом коллег можно на специально созданной странице конференции.
Второй день форума был богат на обсуждения в рамках серии круглых столов: «Продвинутый пользователь и базовые компетенции», «Роль профессора в эпоху ИИ», «ИИ и трансформация университета», «ИИ и студенческий образовательный опыт». На последнем Игорь Реморенко поделился результатами свежих исследований нашего университета, проведенных в преддверии форума. В частности, ректор МГПУ согласился, что использование ИИ-инструментов в студенческой среде становится нормой. Данные опроса, проведенного среди студентов Московского городского, говорят о том, что для 81% из них применение ИИ-технологий — одна из уже привычных и органичных составляющих процесса обучения, тогда как только 51% преподавателей, принявших участие в опросе, подтвердили, что тоже используют ИИ для различных задач. При этом возможности ИИ в большей степени востребованы первокурсниками (91%) по сравнению с обучающимися старших курсов (59%).
Эти трансформационные процессы, по мнению Игоря Реморенко, ставят перед современной педагогикой высшей школы один из самых главных вопросов: «Как меняется структура образовательных результатов для студентов и преподавателей, занимающих в образовательном процессе субъектную позицию?». Также ректор МГПУ показал на форуме, как тренд на разработку и внедрение в образовательный процесс персонифицированных чат-ботов нашел свое воплощение в МГПУ в двух новых педагогических разработках, основанных на генеративном ИИ, — «Аспирант Выготского» и «Аспирант Ушинского». Эти telegram-боты уже используются на занятиях преподавателями и студентами института педагогики и психологии образования, института цифрового образования, института специального образования и психологии и др.
Отдельным треком форума стала командная работа. Участники проектировали в тематических группах — «Чему учить?», «Как учить?», «Разделение функций ИИ и человека в учебном процессе» и «Развитие педагогики высшей школы».
Комментируя итоги форума, ректор МГПУ Игорь Реморенко отметил, что не стоит торопиться с созданием жесткого механизма использования определенных технологий ИИ в образовании. Перед исследователями разных вузов открывается широкая исследовательская повестка по изучению образовательного потенциала ИИ, в ее рамках университетам необходимо кооперировать и координировать усилия в поисках системного подхода к внедрению ИИ в современное образовательное пространство.
Все записи трех дней форума доступны на RuTube по ссылке.


Итоги Фестиваля Открытой лиги КВН МГПУ 2024


20 декабря 2024 г.


На Фестивале Открытой лиги КВН МГПУ 2024 за звание победителя в шести номинациях поборолись 22 команды из столичных университетов

Студенты ИКИ выступили со спектаклем в Ясной Поляне


20 декабря 2024 г.


Третьекурсники мастерской Олега Малахова выступили в Яснополянским Доме культуры со спектаклем «Расставания и встречи» по произведениям русских писателей XX века