Top.Mail.Ru

Ирина Мурзак в эфире канала НТВ. Эксперты о «Войне и мире» и школьной программе

Нужно ли менять школьную программу по литературе? Школьные реформы, изменения в ЕГЭ, МЭШ, теперь дистант — в последнее время на школьников и их родителей свалилась лавина нововведений. В классической школьной программе по литературе, похоже, тоже грядут изменения. «Война и мир» Льва Толстого, «Тихий Дон» Михаила Шолохова — главные «спорные» произведения, вокруг которых не умолкают дискуссии в течение уже нескольких лет. Оставлять ли их в обязательной школьной программе? Для кого написана «Война и мир»? Могут ли понять современные подростки этот объёмный, сложный, «взрослый» роман? И вообще — читают ли они оригинальный текст Толстого, или, в лучшем случае, знакомятся с кратким пересказом и/или экранизацией?

26 ноября на телеканале НТВ в передаче Андрея Норкина «Место встречи» встретились эксперты, филологи, литературоведы, депутаты, для того, чтобы обменяться мнениями по этому вопросу. В прямом эфире «Места встречи» выступили: кандидат филологических наук, доцент МГПУ Ирина Мурзак, проректор по науке Института русского языка Михаил Осадчий, политолог и публицист Александр Сытин, политический деятель и преподаватель Борис Надеждин, политолог и журналист Валерий Коровин, политик и философ, депутат госдумы от фракции КПРФ Олег Смолин, педагог, депутат Государственной думы Александр Пятикоп, журналист, политолог и телеведущий Антон Хащенко.

Поводом для дискуссии стало интервью Ирины Мурзак Агентству городских новостей «Москва», где она рассказала о проблеме, которую обозначила ещё академик РАО, лингвист-русист Людмила Вербицкая. Школьники не читают «Войну и мир», школьные педагоги не используют, к сожалению, новые методики при изучении этого романа, поэтому подростки берут взятые из интернета готовые анализы. Так изучение этого главного произведения русской классики сводится к шаблону, что недопустимо. Это важное для национального самосознания произведение нельзя изучать в отрывках и пересказах, нельзя разбирать на готовые формулы, над романом нужно думать, учиться жизни. И в целом подбор текстов для школьной программы, считает Ирина Мурзак, труднообъясним с точки зрения профессиональных литературоведов. В ней, например, есть «Преступление и наказание», но нет «Братьев Карамазовых» — романа, который намного важнее для понимания мироощущения и творчества великого писателя. Отсутствие в школьной программе этого текста объясняется тем, что он очень большой по объему, а «Война и мир» — разве меньше?

Ирина Ивановна считает, что вместо «Войны и мира» можно было бы ввести в программу другие, доступные по объёму и очень глубокие, не менее гениальные произведения Л. Толстого — «Отца Сергия», «Детство. Отрочество. Юность», «Смерть Ивана Ильича». И на этих произведениях открывать сложный мир писателя, искать ответы на «проклятые вопросы», учиться думать и принимать жизненно важные решения. И учиться нужно не только школьникам, но и учителям.

Оппонентом Ирины Мурзак в эфире «Места встречи» стал депутат Госдумы Олег Смолин. Он настаивает, что «Войну и мир» в школе читать необходимо, потому что иначе, уже после школы, подростки её уже никогда не прочтут.

Президент Института региональных проектов Борис Надеждин — сторонник ранней узкой специализации в школьном образовании. Он сказал, что «Война и мир» должна быть в программе классической гуманитарной гимназии, но не нужна тем, кто углубленно изучает естественные или технические науки. Он как раз убежден, что нужно прививать в школе любовь к слову, чтобы потом хотелось читать русскую классику.

В передаче были приведены статистические данные. По результатам недавно проведенного библиотекой ЛитРес опроса выяснилось, что 45% школьников считают русскую классику устаревшей. Среди самых трудных для чтения произведений, названных подростками, на первом месте оказалась «Война и мир» Л.Н. Толстого, на втором — «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, затем — «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя. Школьники признаются, что не читают эти произведения, только их пересказы на сайтах вроде «…за 35 минут», или смотрят экранизации.

О том, что современных детей пугает громада «Войны и мира», говорит писатель и литературовед Павел Басинский. С ним согласен проректор по науке Института русского языка Михаил Осадчий. В эфире НТВ он сказал, что дети не читают длинные, сложные для понимания «2D-тексты», и, возможно, их действительно нужно убрать из школьной программы. Все присутствовавшие на передаче эксперты согласились с тем, что роман Толстого был написан не для детей, и, вероятно, стоит подумать о том, чтобы, в случае, если он «уйдет» из школы, включить его в обязательную вузовскую программу. Михаил Осадчий предложил вернуть на первые курсы университетов обязательный предмет «Русский язык и культура речи», а также добавить курс по русской литературе. Самое важное, заключили эксперты, в том, что этот роман должен быть в домашних библиотеках, его нужно читать и обсуждать в семье, возвращаться к нему и заново открывать «миры» Л.Н.Толстого.

Эфир телепередачи «Место встречи» «Нетрадиционный подход?!» от 26.11.2020 г. доступен по ссылке



Преподаватели ИПКР на Всероссийском чемпионате сочинений «Своими словами»


14 января 2025 г.


Преподаватели МГПУ приняли участие в качестве жюри в юбилейном V Всероссийском чемпионате сочинений «Своими словами»: на протяжении месяца эксперты оценивали работы финалистов

Студент ИИЯ получил рекомендацию от французского сценариста и иллюстратора


14 января 2025 г.


Студент 4 курса Алексей Лазуткин получил рекомендательное письмо для поступления в магистратуру от французского сценариста и иллюстратора манги