Как соотносятся литературный текст и текст музыкальный? Насколько роман «Евгений Онегин» подходит для оперы? Хороший ли это материал для либретто? Кто настоящий главный герой пушкинского романа? Об этом говорили на телеканале «Культура» 16 ноября в передаче Фёклы Толстой «Наблюдатель» эксперты: филолог и литературовед, доцент Департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств ИКИ МГПУ Ирина Мурзак, литературовед Егор Сартаков, историк музыки Алексей Парин и музыковед Ада Айнбиндер.
Первый вопрос, который обсуждали участники передачи: «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского — насколько он близок оригиналу? Чайковский написал собственный текст для либретто, и, оказывается, современники относились к нему с усмешкой и неодобрением, в особенности это касалось финала. Например, в финале Чайковский захотел помочь Татьяне, чтобы не ей пришлось прогонять Онегина. В опере Татьяна в финальной сцене лишается чувств, в этот момент появляется генерал Гремин, и именно он предлагает Онегину уйти.
Важный и вечный вопрос, который также был поднят в передаче: кто главный герой романа, и кто становится главным героем оперы? Эксперты считают, что Онегин в пушкинском романе — ЗАглавный, но не главный герой. Главный герой для Пушкина — автор, от имени которого написана история, он же — участник всех описанных событий. Для Чайковского же в большей степени, чем для Пушкина, важна Татьяна — Татьяна, которая отказывается от своего счастья, которая находится во «внутренней эмиграции» (по мнению Алексея Парина). Эта Татьяна становится для композитора символом того, как живут люди в России.
Что можно считать главным поступком Татьяны? То, что она решилась написать письмо-признание Онегину? Или всё же то, что она отказалась от своего счастья? Современный феминистский взгляд на поступки Татьяны даёт простор для интерпретации.
Как относиться к Онегину? Ирина Мурзак считает, что Евгений Онегин — необыкновенно тонок и проникновенен в финале. Он говорит: «Полюбите Вы снова, но не каждый Вас, как я, поймет, к беде неопытность ведёт…». С ней согласен Егор Сартаков, он подчеркивает, что даже имя Евгений означает «благородный», и Онегину, действительно, есть за что симпатизировать. Например, он очень деликатно обходится с Татьяной, не ставя ее в компрометирующее положение. Онегин же в опере Чайковского, по мнению историка музыки Алексея Парина, звучит «несамостоятельно», он «подстраивается» под музыкальную тему Татьяны.
Образ Ленского, который известен по опере Чайковского, оказывается, тоже очень отличается от пушкинского Ленского. Ленский у Чайковского, возможно, после смерти Пушкина на дуэли, становится Пушкиным…
Ещё очень интересная тема, поднятая на передаче 16 ноября — отношение к Чайковскому в советское, в брежневское и хрущёвское время, «оттепельный» Чайковский и «забронзовевший» композитор, именем которого названа Московская консерватория и престижный музыкальный конкурс. Насколько живыми воспринимает современный читатель и зритель персонажей Пушкина и Чайковского и насколько живы для нас великий русский поэт и композитор?
Все неравнодушные к «Евгению Онегину» могут посмотреть в записи эфир программы, который доступен на Телеканале Россия Культура, программа «Наблюдатель» Фёклы Толстой от 16 ноября 2020 г.